Новый термин – коучинг – пополнив казахстанский рынок услуг, предполагающих личностный рост, сделал его еще более насыщенным и разнообразным. У человека, однажды всерьез задумавшегося над глобальными реформами в своей жизни и предпринимающего определенные шаги для этого, по-настоящему, что называется, «разбегутся глаза» при выборе того, кто может ему помочь стать успешным и счастливым. Одни предлагают услуги ментора, другие зазывают на тренинги, третьи приглашают на коуч-сессии. Корреспондент газеты «Капитал.kz» попробовал разобраться, за счет чего существует такая форма бизнеса, как «коучинг» и в чем его преимущества перед остальными, так называемыми «скульпторами» жизни человека?
В "Википедии" есть четкое определение термину коучинг. Итак, это метод консалтинга, в процессе которого человек, называющий себя коучем, помогает обучающемуся достичь некоей жизненной или профессиональной цели. Однако похожее определение мы можем применить к любой другой услуге, предполагающей работу с сознанием человека. В чем же, так сказать, «фишка» коучинга? В чем его отличие, например, от бизнес-тренерства, ведь здесь также преследуется вполне себе конкретная профессиональная цель? Бизнес-тренер Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Гани Абадан, имея многолетний опыт работы учителя, обучающего людей азам бизнеса, за последние годы сумел понять ту весьма хрупкую грань между профессиями коуча и бизнес-тренера.
«Я, конечно же, с коучами сталкиваюсь ежедневно. Мою деятельность тоже можно отчасти охарактеризовать как коучинг, но я думаю, что все-таки есть четкое разделение между нами, хотя, признаюсь, нас часто путают. Так вот. Если бизнес-тренер выступает больше как наставник, то коуч нацелен на то, чтобы вытащить из человека внутренний потенциал, вдохновить этого человека. В этом большое различие. И еще. Если разбираться детально, то у нас, бизнес-тренеров, есть массовость, у нас аудитория может быть и 200, и 300 человек. У коучей более узкая аудитория. Кстати, от этого, мне кажется, и качество влияния намного больше», - объясняет Гани Абадан.
Айнур Еспенова профессию коуча освоила сравнительно недавно. Дипломированный журналист, она однажды решила постичь премудрости психологии и получила второе высшее профильное образование. Первым опытом в новой сфере стала площадка selfmade.kz, гостям которой Айнур предлагала делиться их рецептами успеха и работы над собой. Этот опыт и привел девушку в коучинг. Сегодня Айнур свободно, понятно и доступно объясняет главные особенности ее второй профессии.
«Если говорить простыми словами, то психологов учат часто ставить диагнозы, учат обращаться к прошлому. Коучи же делают все в настоящем и в будущем времени. То есть очень редко мы обращаемся к прошлому, мы работаем с будущим. В нашей стране коучинг набирает обороты с каждым годом. Это такой инструмент работы с людьми. Но при этом сейчас стало очень модным называть себя словом «коуч», то есть любой тренер, любой наставник, ментор и так далее он почему-то автоматически присваивается себе звание коуча. На самом деле объясню, в чем разница. Коуч – это человек, который работает с твоим внутренним потенциалом, тот человек, который не дает каких-либо советов, у него нет четкой линии, пошаговых рекомендаций, нет понятия – это правильно, а это нет, потому как человек сам должен знать, как ему будет лучше, эффективнее, комфортнее и экологичнее», - говорит Айнур Еспенова.
К слову, «экологичный» - это излюбленное состояние коучей, ему же они учат и своих слушателей. Быть экологичным на коуч-языке означает находиться в своеобразной нирване и при этом дарить такое же ощущение своему окружению. На первый взгляд здесь весь набор сектантской философии или, того хуже, диагноз душевнобольного. Но нет. Это целая
наука, основанная на четырех основных принципах. Первый: это безоценочное суждение, что означает «нет в этом мире никого и ничего плохого, со всеми нами все замечательно». Второй принцип: «изменения не только возможны, но и неизбежны», то есть независимо от того, будешь ли ты что-то делать в своей жизни или нет, изменения произойдут. А вот в худшую или лучшую сторону, уже зависит от тебя. Третье: «все, что делается - делается с наилучшим намерением», здесь приводятся специальные расчеты, свидетельствующие о том, что мозг человека устроен таким образом, что он просчитывает все возможные варианты, и из тысячи выбирает только лучшие. Это позволяет избавиться от так называемого эффекта «жвачки» - мыслей о том, что нужно было поступить по-другому, в другом месте и при других обстоятельствах. И четвертый принцип: «в каждом человеке есть ресурсы, чтобы достичь своей цели». Все, кто готов принять данные четыре принципа, могут быть уверенными – коучинг станет новым этапом в их жизни. В других случаях это новомодное «лекарство» бессильно.
«Это будет неправильно и непрофессионально, если брать скопом всех людей и говорить им: «Эгегей, люди, у меня есть для вас волшебная таблеточка, я вам ее дам и у вас все будет отлично». Во-первых, диплом психолога мне позволяет отличить «клинику» от «неклиники», потому что в клинических случаях, понятно, коучинг не в силах помочь. Во-вторых, это должен быть человек, который созрел для коучинга, потому что это не терапия. Мы не будем, повторюсь, уходить в прошлое, мы будем работать с настоящим и будущим. А это вопрос ответственности. То есть если человек готов на 100% взять на себя ответственность за свой результат, то мы с такими людьми работаем», – рассказывает Айнур Еспенова.
Значимость того, насколько тот или иной посетитель готов к изменениям в своей жизни, подтверждает и Гани Абадан. В его практике также нередки случаи, когда человек видит себя успешным предпринимателем, но при этом не готов проделывать весьма тернистый путь к успеху.
«Все зависит от людей, и от тех, кто приходит, и тех, кто учит. В большей степени, конечно, от самого клиента, от человека, который приходит. В основном я вижу, и даже в своей деятельности, что клиенты, которые хотят как-то изменить свою жизнь, они не готовы к ответственности за свои действия и результат. Люди чаще всего как в анекдоте - «все хотят перемен, но никто не хочет меняться». Здесь то же самое. И часто в случае неудачи перекладывают ответственность на коуча, на тренера, если что-то не получается, значит коуч или бизнес-тренер плохой, что-то недодал. А на самом деле, человек сам должен стремиться. Мы же за него эту жизнь не проживем. Он сам утром встает, сам чистит зубы, сам идет на работу и если он не готов, то, конечно, и результата не будет», - убежден Гани Абадан.
Однако хуже, когда результат есть, но он обратный, разрушающий. Яркий пример – Юлия Печерская. Прославившаяся своими нестандартными и порой абсурдными суждениями россиянка позиционирует себя альфа-самкой и учит своих слушательниц выбирать мужчин по уровню их достатка. Сегодня Печерская стала образцом того, каким коуч быть не должен. Независимо от того, какую форму коучинга он несет в массы. Таковых, кстати, несколько.
«Обучение коучингу не предполагает разделение на какие-то подвиды. То есть все учатся одинаково, просто каждый потом выбирает свое направление. Это, как правило, бизнес-коучинг, лайф-коучинг, коучинг по эффективности, другими словами, каждый называет себя так, как лежит душа. Что касается меня, то ко мне часто обращаются за трансформацией, за переменами, мотивацией. То есть коуч должен транслировать то, кем он является сам. Это немаловажно», - считает life-coach Айнур Еспенова.
Между тем Гани Абадан признается, что он хорошо осознает: бизнес-коучинг буквально наступает ему и его коллегам на пятки, если не далеко впереди них. Популярность коучинга бизнес-тренер объясняет следующими факторами: во-первых, расценки коучей варьируются в весьма солидных пределах - от 15 тысяч за коуч-сессию (одна встреча – прим.ред.) до 400 тысяч тенге в зависимости от «сертифицированности» коуча, его вложений в собственное образование и, соответственно, качества знаний и навыков. У бизнес-тренеров запросы намного скромнее, а в определенных случаях и вовсе они работают бесплатно, как в случае с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», хотя при этом бизнес-тренеры вкладываются не меньше в свой потенциал.
«К примеру, в Национальной палате есть четкие требования к бизнес-тренерам. У нас у каждого есть стаж тренерской деятельности. Это раз. Мы подтверждаем это документально. У меня два сертификата TOT (Training of Trainers), то есть я сертифицированный бизнес-тренер. Второе - одно дело, когда ты рассказываешь о бизнесе, другое дело, когда ты практик. То есть ты должен сам заниматься бизнесом и это нужно подтверждать документами – справками о налогах, доходах и так далее. Это тот перечень условий, которые ставит Национальная палата предпринимателей, и, к сожалению, не все проходят этот фильтр и могут устроиться работать бизнес-тренерами. Конечно, если человек просто хочет кому-то помочь, поделиться нужной информацией, то это не возбраняется. Но мы сейчас наблюдаем, что на рынке, как говорят мне мои друзья, «что-то вас слишком много развелось», на самом деле так и есть. И причем есть как плохие, так и хорошие бизнес-тренеры. В нашей стране нет регламента, а это нелицензированный вид деятельности», - говорит Гани Абадан.
Для себя Гани Абадан не исключает, что в скором времени он займется коучингом. Таковы требования времени, а в данном случае очевидная популярность коучей в сравнении с бизнес-тренерами. Конкуренция, как правило, заставляет повышать уровень самообразования и модернизировать свою деятельность.
«Дело даже не в конкуренции. Я думаю, что данный рынок услуг, я говорю в общем, настолько не сформирован, что до сих пор нас путают. Неподготовленный клиент запросто может решить, что я бизнес-коуч. Поэтому я не вижу здесь острой конкуренции, потому что рынок этот эфемерен и расплывчат, нет четкого определения. Но если быть честным, мы только-только начинаем понимать, что же такое бизнес-тренинг, а индивидуальный коучинг по бизнесу – это уже следующий этап. Сейчас пока сформировался рынок тренинговых услуг по бизнесу, я думаю, следующим шагом будет бизнес-коучинг», - говорит Абадан.
В любом случае те, кто посвятил себя бизнес-тренерству, не пропадут в материальном плане в первую очередь, несмотря на низкую относительно коучинга стоимость услуг, уверен Гани Абадан. Все дело в том, что эта профессия позволяет перевоплощаться и зарабатывать в параллельных ипостасях. Так, к примеру, бизнес-тренер запросто может стать тамадой, журналистом, блогером, оратором, переговорщиком или талантливым менеджером по продажам. Важно увидеть в себе это умение и не бояться практиковать. Да и вообще, практика – это, пожалуй, основной козырь в любом деле. Человек, переживший и опробовавший на себе ту или иную модель поведения, всегда будет пользоваться доверием, а значит иметь высокий спрос.
«Я сам несколько раз был участником коучинга и видел, как меняется жизнь людей. Сразу срабатывает сарафанное радио, к примеру, если у меня поменялась жизнь, я женился, купил квартиру, купил машину, что-то произошло, открыл свое дело, по-другому стал относиться к деньгам, по-другому стал относиться к жизни – об этом узнают все. Причем если перемены происходят, то они происходят во всех сферах жизни. Допустим, вы развивали взаимоотношения с мужем, у вас вроде стало налаживаться и тут параллельно сразу же и на работе дела пошли, и спортом вы занялись, все получается. Эффект большой. Что касается тренерства, то здесь сложно замерить результат, когда в зале 200 человек, кто-то все равно не воспринимает информацию», - делится опытом Гани Абадан.
Если все-таки говорить об оговоренном в договоре результате, каким он должен быть по окончании курса коучинга, то сделать это невозможно. Человек, решивший обратиться за помощью к коучу, сам определят для себя – достиг он желаемого результата или нет. Таким образом, ответственность на коуч-специалистах минимальная, что, безусловно, делает эту профессию еще более привлекательной.