Во все времена у разных народностей одной из главных ценностей были знания. Неважно, рецепт ли это бабушкиного пирога или тайны изготовления домашней посуды с росписью небывалой красоты. Считалось, что иметь ремесло – значит уметь зарабатывать, пользоваться уважением и авторитетом в округе и далеко за ее пределами. Так было во все времена, но, увы, не сейчас.
Современные казахстанские ремесленники, которые, по сути, являются носителями бесценной информации, полученной ими от дедов, сегодня признаются: их навыки не так сильно ценятся, и разбогатеть на одном лишь ремесле уже невозможно.
Однако Айгуль Жансерикова, директор компании Aigul line, стоявшая у истоков возрождения искусства войлоковаляния в Казахстане, признает: у этого рынка есть все предпосылки для надежды на светлое будущее. И забрезжила она совсем недавно – всего пару лет назад, когда творцы прекрасного – художники, дизайнеры, даже композиторы – все чаще стали возвращаться к историческим, национальным мотивам. Так, стали создаваться новые песни с этническим оттенком, пишутся картины, отбрасывающие на века назад, а на республиканских и заграничных подиумах на fashion-показах демонстрируются роскошные модели с национальной атрибутикой. Все это, конечно же, медленно, но верно пробуждает интерес к народным умельцам.
«Сейчас, в век глобализации, идет смешение культур. Чем дальше этот процесс углубляется, тем больше мир нуждается в идентичности каждой культуры, каждой нации, каждой народности. А чем можно выразить самобытность любого народа? Здесь, конечно, нужны не только музыка, живопись, но и ремесла. Вообще, я считаю, что ремесленники – это послы мира, послы своего народа. Мы ездим на различные международные выставки и представляем культуру нашего народа. Поэтому как раз-таки сейчас, когда в мире изобилие научных ноу-хау, должен быть интерес к изделиям ручной работы, к натуральным, экологически чистым изделиям», – считает Айгуль Жансерикова.
Художник-керамист Марат Сарсебаев практикует более 20 лет. Тогда, в далекие 90-е, ремесленник начал принимать участие в ярмарках, ездил для обмена опытом в соседние страны. Вместе с ним его коллеги – войлочники, изготовители кукол, изделий из дерева, ювелирных украшений. Опыт перенимался, совершенствовался, продукция покупателю предлагалась все более интересная и качественная, вот только спрос оставлял желать лучшего. Только что отошедшие от советского прошлого казахстанцы не торопились менять штампованные вещи на тонкие изделия ручной работы.
«Сейчас народ стал привыкать. У нас уже сложилось так, что преимущество раньше отдавали фабричной зарубежной продукции. Сейчас мы народ воспитываем, но дело ведь не только в спросе. Например, керамика – это очень сложное ремесло. Поэтому наши специалисты, выучившись, уходят в другие специальности. В основном керамические изделия завозятся из Узбекистана и Кыргызстана. У нас пока таких возможностей нет – не позволяют отсутствие ресурсов, дороговизна, технологии», – объясняет Марат Сарсебаев.
Тенденция, когда каждый второй турист считает своим долгом увезти из Казахстана войлочные сапожки или камчу, позволяет развиваться только определенным видам ремесел. На «ура» уходит продукция из войлока, кожи, товары с ручной вышивкой, продукция из дерева.
«Если мы уступаем по другим ремеслам, то в «ювелирке» мы на первом месте. Мы смогли передать и сохранить мастерство, технику изготовления ювелирных украшений. Нельзя забывать еще и ткачество. Каждая семья, каждая женщина издревле умела ткать ковры, все приданое невесты полностью готовилось своими руками», – рассказывает войлочница.
Те усилия, которые скрываются под красивой биркой «ручная работа», известны на самом деле только самим ремесленникам. Порой процесс изготовления одного изделия можно проследить так, что придется вспомнить все семь поколений того или иного ремесленника. Выросший в определенной атмосфере, получивший знания, необходимые для высокого звания «народный умелец», теперь мастер должен решить еще и ряд других проблем. Не ожидая такого, они сдаются и отказываются от дела, которому был обучен весь его род.
«У нас очень много талантливых людей, но, к сожалению, не все могут вынести на рынок свои возможности. Рынок – конкуренция, и не только внутренняя. Алматы – это рынок для всей Центральной Азии. Поэтому в данной сфере выжить очень нелегко. А что значит выжить? Нужны условия для работы: собственное помещение или взятое в аренду, затем его надо оснастись, создать полноценную мастерскую, а это не только мебель, это в первую очередь необходимое оборудование», – рассказывает Айгуль Жансерикова.
Отдельная тема и ахиллесова пята ремесленников – это сырье. Обрабатывающих заводов в Казахстане единицы, а самому начать обработку сырья – значит потерять заказ, поскольку клиенты, как правило, ждать не любят. Вариант один – закупать сырье и чаще всего за границей. Такие вынужденные меры не могут не сказаться в конечном итоге на стоимости продукции.
«Мы, производители войлочных изделий, готовы работать от зари до зари, начиная с момента стрижки овец. А это нужно правильно состричь, взять шерсть с определенных частей, потом это правильно нужно вымыть, вычистить от сорняков, прочесать и только потом готовить продукцию. И на производство одного маленького изделия уходит очень много времени. Клиент не может ждать. Поэтому мы ищем готовое сырье», – рассказала директор компании Aigul line.
Перечень преград, которые приходится преодолевать казахстанским ремесленникам, можно продолжать еще долго, говорят участники рынка. Проще определить модель развития и придерживаться ее абсолютно во всех аспектах. Айгуль Жансерикова, к примеру, предлагает перенять опыт узбекских ремесленников, а если быть точнее – опыт властей Узбекистана по созданию условий для работы народных умельцев.
«Я совсем недавно была в Узбекистане у своих коллег по одному проекту и в очередной раз была в восторге от того, какие же условия государство создало для ремесленников. Во-первых, это целый центр – двухэтажное кольцевое здание, построенное также в этническом стиле. Там ремесленники ежегодно платят символическую плату за аренду и все сидят в этом готовом помещении. Это прекрасно! Это мечта для казахстанского ремесленника! Во-вторых, целая улица, как наш Арбат, вдоль которой опять-таки государство построило здания или предоставило земли, помогло построить ремесленникам помещения под бутики. Я белой завистью позавидовала, существовал бы такой Арбат у нас!» – делится эмоциями Айгуль Жансерикова.
Еще один немаловажный момент – налоговые послабления. Не каждый ремесленник отважится открыть собственное дело, создать ТОО или ИП, понимая, какие обязательства это может повлечь с его стороны. При действующих налоговых пошлинах, имеющихся административных барьерах практически невозможно развиваться, содержать штат сотрудников и тем самым обеспечивать бесперебойное производство ремесленной продукции, говорят участники рынка.
«Ремесленники сейчас боятся даже ИП открывать. Они в основном приостанавливают свою деятельность, не справляются, потому что налоги очень высокие. Для того чтобы в таких условиях ручной труд оправдывал себя, вообще героизм нужен. Все работают самостоятельно, в одиночку», – объясняет ситуацию Айгуль Жансерикова.
Позитивным моментом в истории развития рынка ремесленников в последнее время становится возможность диалога с местными исполнительными органами. Планируя то или иное мероприятие, власти зачастую четко осознают и понимают необходимость поддержки данного бизнес-сегмента, в Алматы в первую очередь.
«Всплеск спроса на ремесленную продукцию как раз-таки возникает, когда проходят международные события в стране или за рубежом. Все вдруг срочно начинают искать ремесленников. Мы должны показывать какие-то мастер-классы, создавать образ самобытной страны. Во время Наурыза, к примеру, нас просто раздирают. Ни один ремесленник не сидит без работы. Обидно, когда мы нужны только в такие моменты. Да, наверное, это издержки развития. Мы – молодая страна, все будет, я уверена. Но все-таки нужно устойчиво развиваться», – считает Айгуль Жансерикова.