Проблемы и перспективы отрасли обсудили народные мастера из Казахстана, Кыргызстана, Германии и Узбекистана.
Лучшие казахстанские ремесленники представили свои работы на Форуме «Ұлы дала елі»: «Микро-бизнес. Традиции. Возможности», который впервые прошел в Астане.
Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев, выступая модератором Форума, заострил внимание на необходимости объединения ремесленников.
«Во многих странах ремесленничество имеет огромную консолидацию. К примеру, Союз ремесленников Таджикистана объединяет более 100 ремесленников, постоянно развивает их профессиональные навыки и улучшает качество продукции. В России действуют более 70 объединений, которые охватывают более 5 млн ремесленников. В Казахстане имеется большой потенциал для развития ремесленничества. Но для этого необходимо решать ключевые задачи отрасли, сделать этот бизнес более ориентированным», — считает Олжас Ордабаев.
Он также отметил, что проводимые в рамках Форума мастер-классы помогут участникам пополнить багаж знаний и в последующем диверсифицировать свое производство, открывать новые направления для развития своего бизнеса.
Встреча представителей народных искусств носила в первую очередь деловой характер. Мастера смогли не только представить свои товары на выставке, но и на полях Форума найти потенциальных партнеров как для расширения бизнеса, так и для выхода на международный рынок.
«На одной площадке сегодня собраны ключевые игроки рынка. Производители в будущем могут выйти на другой уровень. Они уже не ремесленники, они больше поставщики международного рынка дизайнерских изделий», — считает коммерческий директор ОсОО «Tumar Art Group» (Кыргызстан) Жазгуль Мадазимова.
По словам Жазгуль Мадазимовой, основная задача сегодня сотрудничать, в том числе и в вопросах продвижения продукции, а не конкурировать.
Что касается конкурентоспособности, то казахстанским мастерам есть с чем выходить на международный уровень. Как минимум один казахский традиционный орнамент может стать «золотой жилой» и путевкой на западные рынки, считает член Ассоциации немецкоговорящих мастеров войлока (Гермения) Ольга Казанская.
«Традиционный орнамент — это золотая жила. Конечно, необходимо его еще немного развить, чтобы он выглядел более современно. Может быть, производить ковры в малых формах, подушки, одеяла-накидки. Могу отметить, что некоторые элементы просто гениальные, но локально есть что улучшать, для того и существуют такие форумы, чтобы обмениваться опытом и улучшать технологии», — отмечает Ольга Казанская.
Важность таких форумов отметили и казахстанские производители. Мухтар Шаймухамбетулы впервые принимает участие в подобном мероприятии. На выставке он представляет сувениры ручной работы: музыкальную шкатулку-домбру и традиционную казахскую юрту.
«Есть высокий интерес к нашим сувенирам не только иностранцев, но и со стороны молодежи. Они должны видеть и знать, чтобы двигаться вперед. Я походил, посмотрел, сразу видно, что наши мастера работают. Они сегодня могут достойно конкурировать и представлять на рынок настоящие национальные сувениры», — считает ремесленник.
Не обошлось и без обсуждения проблем. Ювелир Бахтияр Артыкбаев, специализирующийся на изготовлении национальных ювелирных украшений ручной работы, рассказал, что сегодня в Казахстане для представителей его ремесла существует всего две проблемы. Первая — это экспорт ювелирных изделий за рубеж: известно, что в стране существует запрет на вывоз драгметаллов и ювелирных украшений. А вторая — это доступность сырья.
«Для нас серебро, как для пекаря мука. Нет муки — нет работы. Я серебро беру в банке, цена доступная и приемлемая. Одно время пропало серебро, искали и брали, где придется», — отметил ювелир.
Именно для решения таких локально-отраслевых проблем на полях Форума в неформальной обстановке проходят встречи между представителями ремесленничества, бизнеса и, конечно, государства, чтобы из первых уст узнать, чего не хватает представителям казахстанского МСБ для успешного выхода на экспорт.
Ремесленничество — это «душа» культурного наследия любой страны, которое необходимо показывать туристам, считает директор Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Криста Пиккат.
«Когда туристы приезжают в Казахстан для них важно посмотреть не только здания и монументы, но и познакомиться с материально-культурным наследием, традициями. Поэтому внимание Палаты предпринимателей „Атамекен“, Нацкомпании Kazakh Tourism и министерства культуры и спорта очень важно. Сегодня, когда мы живем во время глобализации, когда нас окружают одинаковые вещи, необходимо, чтобы культурное наследие показывало особенности стран и регионов. Это душа людей, для туристов важно приобретать оригинальные сувениры и изделия из Центральной Азии», — считает Криста Пиккат.