Есен Мухтарулы – бизнесмен 90-х. Но в его предпринимательстве все намного прозаичнее и без пафоса. Обошлось без малиновых пиджаков и первых «мерседесов». Как и много лет назад, Есен гуляет по горам, собирает дары природы и создает сувенирные композиции. Это его ремесло. И оно кормит его семью и семьи его учеников. О бизнесе – где важен ручной труд, где много денег не заработаешь, но вкладываешь душу, где важны преемственность и поддержка семьи – читайте в интервью ремесленника из Есика редактору YouTube-канала «Персоны «Капитала».
– Есен, здравствуйте. Нам повезло, мы успели увидеть товар, который вы готовили на праздники в честь Наурыза.
– Да, мы отправляем наши изделия по всему Казахстану, почти во всех регионах есть покупатели, есть и оптовики.
– А кто закупает оптом?
– Это наши, отечественные компании, которые за рубеж выезжают. Они берут у нас 20-30 сувениров для подарков, предварительно, конечно, заказывают, мы делаем. У нас, как видите, все в национальном стиле, в старинном стиле, но при этом как будто осовремененные.
– Как давно вы освоили это ремесло?
– Когда еще жил и учился в Туркестане. В то время – 95-96-е годы – было всем тяжело. Отец у меня тогда работал в школе трудовиком, я вместе с ним начал учиться что-то делать, рисовать на досках. После окончания школы поступил в университет на юридический факультет. После окончания вуза уже начал заниматься этим вплотную: картины стал делать, музыкальные инструменты в стилизованном виде, вот, например, это у нас кобыз. Здесь наскальные рисунки, солнцеликие божества. Разные у меня работы: многофункциональные ножи, здесь рисунки в скифском стиле, резьба; материалы – кость, рога, кожа.
– Сколько по времени вы изготавливаете одну композицию?
– Эту, к примеру, делал 2-3 дня. Бывает, неделю делаю, уже более сложную, когда резьба сложная, инкрустация с костью, и от размера зависит.
– Сколько стоят ваши работы?
– Такая композиция стоит 20 тыс. тенге. То, что мы делаем, это в основном для народа. Стараемся цены сильно не поднимать.
– А как удается такую цену держать? Проблемы многих наших ремесленников – отсутствие сырья, дорогой труд, ручной чаще всего, – и как результат высокая себестоимость. Как у вас?
– Конечно, материала много уходит. Плюс труд, время. Но, видите, если я хочу делать хорошую работу – это почти месяц занимает, за это время я должен что-то зарабатывать. Поэтому у меня есть и средние по стоимости, и совсем дешевые изделия. Бывают действительно дорогие работы, которые могу делать полгода. Но это редко. Обычный народ не купит, а ему ведь тоже хочется красиво обставлять свои дома. Поэтому у нас и цены разные, и изделия.
– Сколько стоило самое дорогое изделие, которое вы изготавливали?
– Кобыз делал, высотой около 2 метров, там были рога архара, серебро добавлял, драгметаллы, полудрагоценные камни. Я его где-то за 500 тыс. тенге продал. Еще делал доспехи, за 800 тыс. тенге.
– Есен, а кто ваши заказчики?
– В основном заказывают кафе, оформленные в национальном стиле, они для интерьера берут. Обычные люди покупают, сейчас ведь многие в своих домах устраивают отдельные комнаты в казахском стиле.
– Где вы берете сырье?
– На базаре, по горам много хожу, ищу кости, рога. А где еще возьмешь? Это надо искать, ходить. В наших местах и благородный олень есть, архары. Олень каждый год выбрасывает рога, иногда ходишь, находишь и сам морально отдыхаешь.
– С деревом и кожей, наверное, проблем не возникает?
– Да, у нас в Казахстане 2-3 завода есть, у них закупаемся.
– Есен, давайте вернемся к событиям в Туркестане, 95-96-е годы...
– Да, так вот. Как говорится, голод – не тетка, он всему обучит. В то время ничего не было – ни интернета, ни специальных программ на ТВ. В основном были книги. И эту книгу надо было еще найти, прочитать, изучить. Работал самоучкой – читаешь, делаешь, ломаешь, психуешь, выкидываешь, опять делаешь, опять ломаешь. Так и учился.
– Первое изделие, которое вы сделали, – на заказ или для себя?
– Я делал тогда из интереса все. Любой мужчина любит ножи, инструменты, боевое оружие – шокпар, булава. Сделал одно и потом просто предложил знакомому. Он купил и спрашивает: есть еще?
–За сколько вы его продали?
– За 500 тенге. В то время это было где-то $15 (смеется).
– И вы остались довольны?
– Ну, конечно, нашел дерево, корягу какую-то, поработал над ней и все. Со временем перебрался сюда, ближе к Алматы. Как раз в то время, в 2000-х годах, в ЦУМе только-только сувенирные отделы открывались, стал им потихоньку предлагать, сдавать продукцию.
– Тогда вы и почувствовали себя впервые бизнесменом? Когда наняли первых подмастерьев?
– Нанимать я так, в принципе, не нанимаю. Сейчас те ребята, которые у меня работают, они у меня учатся. Почти 10 человек через меня прошли, все они сейчас более профессионально работают. Те ребята, которые сейчас у меня работают, – у них нет образования, только школьное. Кто возьмет? А я их обучаю.
– То есть зарплату вы им не платите?
– Плачу, конечно. Я им отдаю, например, дерево. Объясняю: ты можешь это ломать, делать что угодно, только учись. Даю материал, и он делает. Сломал – черт с ним, получилось что-то дельное – продаем, и он получает деньги.
– В каком году вы оформились как ИП?
– Ой, это надо у жены спрашивать. Она и заказы принимает, и бухгалтерию ведет, чтобы мне не отвлекаться от работы. Когда заказ принимаешь, надо с человеком общаться, показывать, фотографировать, утверждать, на это куча времени уходит и нервов. Поэтому она помогает мне. Я делаю только свою работу. Я до сих пор себя предпринимателем не считаю. Могу что-то сделать и за бесценок продать. Торговать, продавать не умею. Оказывается, это тоже мастерство. Вот жена моя – да. Цену я устанавливаю с учетом материалов, расходов. Но торговать, как она, я не умею. То есть у нас уже семейный бизнес, получается.
– А можете цифры озвучить? В месяц, скажем, сколько заказов поступает, сколько денег вы тратите при производстве, сколько изделий продаете и сколько зарабатываете?
– Одно изделие, например, я делаю четыре дня. И продаю его за 25-30 тыс. Итого выходит минимум 300 тыс. тенге. Максимально, бывает, зарабатываю 700-800 тыс. тенге. Зависит от объема работы.
– Есен, как узнают о вас ваши клиенты?
– В основном это выставки, ярмарки. В Астану ездим два раза в год. Участвовал в ЕХРО от нашей области, 15 человек ремесленников нас ездили. Там был этноаул, мы там мастер-классы показывали.
– Есен, вы знаете, я не раз беседовала с ремесленниками. Кто-то войлоком занимался, кто-то – ювелирными изделиями. И вы – первый, кто говорит о своих делах позитивно, оптимистично. Как вы считаете, насколько сегодня ремесленники обеспечены нужными условиями для развития своего дела?
– Я вам так скажу: есть категория, которая стремится к бизнесу, работает как предприниматели. А есть ремесленники, которые как художники, у них творческий подход. И именно творческая часть заставляет их работать месяц, полгода. У нас покупательная способность зависит от многого – в год три-четыре изделия можно продать, но этого мало. А чем изделие будет простаивать, его лучше дешевле продать, даже себе в убыток. Вы думаете, ремесленники много зарабатывают? Оптовики, сувенирные магазины, большие и маленькие, – они у нас скупают и потом продают с наценкой. Я в этом убедился. Говорю: давайте так, вот наш интерес, это ваш интерес, чтобы никому обидно не было. Иногда бывает, что изделие хорошее, а они цену так поднимают, что народ не осилит.
– Сколько они могут добавить? В два раза накручивают стоимость?
– У меня, например, купили за 1 тыс. тенге, у себя выставляют за 5 тыс. Даже за 10 тыс. тенге могут продать. Это уметь надо так продавать.
– То есть, увидев, например, вот такой кобыз в магазине, можно уже предположить, что в цене, которая имеется, минимум 50% накрутки?
– Да. Но понять можно. Например, в ЦУМе один бутик платит почти полтора миллиона тенге аренду. Им же тоже надо зарабатывать, что-то себе оставлять.
– Да, деваться некуда. Есен, Instagram, соцсети в вашем бизнесе вам помогают?
– Да. Instagram ведет жена. Все заказы она принимает. Продвигаем себя только в социальных сетях, и участие в выставках хорошо помогает наращивать клиентскую базу, как я уже говорил.
– Есен, спасибо большое за беседу. Успехов вам!