USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.87$
-0.130
BTC
98850.90$
+807.000

Есен Мухтарулы: Я до сих пор себя предпринимателем не считаю

Есен Мухтарулы – бизнесмен 90-х

Share
Share
Share
Tweet
Share
Есен Мухтарулы: Я до сих пор себя предпринимателем не считаю- Kapital.kz

Есен Мухтарулы – бизнесмен 90-х. Но в его предпринимательстве все намного прозаичнее и без пафоса. Обошлось без малиновых пиджаков и первых «мерседесов». Как и много лет назад, Есен гуляет по горам, собирает дары природы и создает сувенирные композиции. Это его ремесло. И оно кормит его семью и семьи его учеников. О бизнесе – где важен ручной труд, где много денег не заработаешь, но вкладываешь душу, где важны преемственность и поддержка семьи – читайте в интервью ремесленника из Есика редактору YouTube-канала «Персоны «Капитала».

– Есен, здравствуйте. Нам повезло, мы успели увидеть товар, который вы готовили на праздники в честь Наурыза.

– Да, мы отправляем наши изделия по всему Казахстану, почти во всех регионах есть покупатели, есть и оптовики.

– А кто закупает оптом?

– Это наши, отечественные компании, которые за рубеж выезжают. Они берут у нас 20-30 сувениров для подарков, предварительно, конечно, заказывают, мы делаем. У нас, как видите, все в национальном стиле, в старинном стиле, но при этом как будто осовремененные.

– Как давно вы освоили это ремесло?

– Когда еще жил и учился в Туркестане. В то время – 95-96-е годы – было всем тяжело. Отец у меня тогда работал в школе трудовиком, я вместе с ним начал учиться что-то делать, рисовать на досках. После окончания школы поступил в университет на юридический факультет. После окончания вуза уже начал заниматься этим вплотную: картины стал делать, музыкальные инструменты в стилизованном виде, вот, например, это у нас кобыз. Здесь наскальные рисунки, солнцеликие божества. Разные у меня работы: многофункциональные ножи, здесь рисунки в скифском стиле, резьба; материалы – кость, рога, кожа.

– Сколько по времени вы изготавливаете одну композицию?

– Эту, к примеру, делал 2-3 дня. Бывает, неделю делаю, уже более сложную, когда резьба сложная, инкрустация с костью, и от размера зависит.

– Сколько стоят ваши работы?

– Такая композиция стоит 20 тыс. тенге. То, что мы делаем, это в основном для народа. Стараемся цены сильно не поднимать.

– А как удается такую цену держать? Проблемы многих наших ремесленников – отсутствие сырья, дорогой труд, ручной чаще всего, – и как результат высокая себестоимость. Как у вас?

– Конечно, материала много уходит. Плюс труд, время. Но, видите, если я хочу делать хорошую работу – это почти месяц занимает, за это время я должен что-то зарабатывать. Поэтому у меня есть и средние по стоимости, и совсем дешевые изделия. Бывают действительно дорогие работы, которые могу делать полгода. Но это редко. Обычный народ не купит, а ему ведь тоже хочется красиво обставлять свои дома. Поэтому у нас и цены разные, и изделия.

– Сколько стоило самое дорогое изделие, которое вы изготавливали?

– Кобыз делал, высотой около 2 метров, там были рога архара, серебро добавлял, драгметаллы, полудрагоценные камни. Я его где-то за 500 тыс. тенге продал. Еще делал доспехи, за 800 тыс. тенге.

– Есен, а кто ваши заказчики?

– В основном заказывают кафе, оформленные в национальном стиле, они для интерьера берут. Обычные люди покупают, сейчас ведь многие в своих домах устраивают отдельные комнаты в казахском стиле.

– Где вы берете сырье?

– На базаре, по горам много хожу, ищу кости, рога. А где еще возьмешь? Это надо искать, ходить. В наших местах и благородный олень есть, архары. Олень каждый год выбрасывает рога, иногда ходишь, находишь и сам морально отдыхаешь.

– С деревом и кожей, наверное, проблем не возникает?

– Да, у нас в Казахстане 2-3 завода есть, у них закупаемся.

– Есен, давайте вернемся к событиям в Туркестане, 95-96-е годы...

– Да, так вот. Как говорится, голод – не тетка, он всему обучит. В то время ничего не было – ни интернета, ни специальных программ на ТВ. В основном были книги. И эту книгу надо было еще найти, прочитать, изучить. Работал самоучкой – читаешь, делаешь, ломаешь, психуешь, выкидываешь, опять делаешь, опять ломаешь. Так и учился.

– Первое изделие, которое вы сделали, – на заказ или для себя?

– Я делал тогда из интереса все. Любой мужчина любит ножи, инструменты, боевое оружие – шокпар, булава. Сделал одно и потом просто предложил знакомому. Он купил и спрашивает: есть еще?

–За сколько вы его продали?

– За 500 тенге. В то время это было где-то $15 (смеется).

– И вы остались довольны?

– Ну, конечно, нашел дерево, корягу какую-то, поработал над ней и все. Со временем перебрался сюда, ближе к Алматы. Как раз в то время, в 2000-х годах, в ЦУМе только-только сувенирные отделы открывались, стал им потихоньку предлагать, сдавать продукцию.

– Тогда вы и почувствовали себя впервые бизнесменом? Когда наняли первых подмастерьев?

Нанимать я так, в принципе, не нанимаю. Сейчас те ребята, которые у меня работают, они у меня учатся. Почти 10 человек через меня прошли, все они сейчас более профессионально работают. Те ребята, которые сейчас у меня работают, – у них нет образования, только школьное. Кто возьмет? А я их обучаю.

– То есть зарплату вы им не платите?

– Плачу, конечно. Я им отдаю, например, дерево. Объясняю: ты можешь это ломать, делать что угодно, только учись. Даю материал, и он делает. Сломал – черт с ним, получилось что-то дельное – продаем, и он получает деньги.

– В каком году вы оформились как ИП?

– Ой, это надо у жены спрашивать. Она и заказы принимает, и бухгалтерию ведет, чтобы мне не отвлекаться от работы. Когда заказ принимаешь, надо с человеком общаться, показывать, фотографировать, утверждать, на это куча времени уходит и нервов. Поэтому она помогает мне. Я делаю только свою работу. Я до сих пор себя предпринимателем не считаю. Могу что-то сделать и за бесценок продать. Торговать, продавать не умею. Оказывается, это тоже мастерство. Вот жена моя – да. Цену я устанавливаю с учетом материалов, расходов. Но торговать, как она, я не умею. То есть у нас уже семейный бизнес, получается.

– А можете цифры озвучить? В месяц, скажем, сколько заказов поступает, сколько денег вы тратите при производстве, сколько изделий продаете и сколько зарабатываете?

– Одно изделие, например, я делаю четыре дня. И продаю его за 25-30 тыс. Итого выходит минимум 300 тыс. тенге. Максимально, бывает, зарабатываю 700-800 тыс. тенге. Зависит от объема работы.

– Есен, как узнают о вас ваши клиенты?

– В основном это выставки, ярмарки. В Астану ездим два раза в год. Участвовал в ЕХРО от нашей области, 15 человек ремесленников нас ездили. Там был этноаул, мы там мастер-классы показывали.

– Есен, вы знаете, я не раз беседовала с ремесленниками. Кто-то войлоком занимался, кто-то – ювелирными изделиями. И вы – первый, кто говорит о своих делах позитивно, оптимистично. Как вы считаете, насколько сегодня ремесленники обеспечены нужными условиями для развития своего дела?

– Я вам так скажу: есть категория, которая стремится к бизнесу, работает как предприниматели. А есть ремесленники, которые как художники, у них творческий подход. И именно творческая часть заставляет их работать месяц, полгода. У нас покупательная способность зависит от многого – в год три-четыре изделия можно продать, но этого мало. А чем изделие будет простаивать, его лучше дешевле продать, даже себе в убыток. Вы думаете, ремесленники много зарабатывают? Оптовики, сувенирные магазины, большие и маленькие, – они у нас скупают и потом продают с наценкой. Я в этом убедился. Говорю: давайте так, вот наш интерес, это ваш интерес, чтобы никому обидно не было. Иногда бывает, что изделие хорошее, а они цену так поднимают, что народ не осилит.

– Сколько они могут добавить? В два раза накручивают стоимость?

– У меня, например, купили за 1 тыс. тенге, у себя выставляют за 5 тыс. Даже за 10 тыс. тенге могут продать. Это уметь надо так продавать.


– То есть, увидев, например, вот такой кобыз в магазине, можно уже предположить, что в цене, которая имеется, минимум 50% накрутки?

– Да. Но понять можно. Например, в ЦУМе один бутик платит почти полтора миллиона тенге аренду. Им же тоже надо зарабатывать, что-то себе оставлять.

– Да, деваться некуда. Есен, Instagram, соцсети в вашем бизнесе вам помогают?

– Да. Instagram ведет жена. Все заказы она принимает. Продвигаем себя только в социальных сетях, и участие в выставках хорошо помогает наращивать клиентскую базу, как я уже говорил.

– Есен, спасибо большое за беседу. Успехов вам!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.