USD
439.40₸
-0.030
EUR
473.54₸
+0.230
RUB
4.76₸
-0.060
BRENT
82.78$
BTC
61052.20$
+199.200

Люди читают, но платить не хотят

Управляющий директор Bookmate Андрей Баев о культуре чтения электронных книг

Share
Share
Share
Tweet
Share
Люди читают, но платить не хотят- Kapital.kz

Мировые издатели в большинстве своем скептически относятся к различным книжным сервисам, традиционно предпочитая предсказуемый рынок продаж бумажных или электронных книг. В основном издатели работают по такой схеме: приложения платят издателям фиксированную цену за каждую прочитанную подписчиком книгу. Благодаря этому они пока еще сохраняют возможность работать с сервисам на своих условиях. У российского сервиса Bookmate способ дистрибуции такой, что позволяет публиковать книги в их библиотеке и получать за них ежемесячные авторские отчисления. Корреспондент «Капитал.kz» встретился с управляющим директором Bookmate Андреем Баевым и выяснил, какие авторы находятся в казахстанском топе и почему только 3% населения готовы платить за книжный контент.

Читающая, но не платящая нация

В начале пути мы несколько лет искали правильную модель работы, так как книжный рынок в России, СНГ остается пиратским – только 3% населения готовы платить за контент. Тем не менее мы понимали, что люди читают достаточно много – уровень чтения в СНГ – один из самых высоких в мире. Мы хотели сделать такой продукт, который бы подходил и работал именно для нашего рынка. Видение было такое: это будет модель подписки и людям будет дешевле, а, соответственно, доступнее читать книжки. Люди у нас читают, но платить не хотят. Это, наверное, одна из основных трудностей, с которой мы столкнулись, когда начинали работать на рынке. Вопрос здесь заключался в правильном продукте и его правильном позиционировании. На момент выхода на рынок мы были исключительно «читалкой», в которую можно было загружать свои книжки – функция подписки отсутствовала. Сам путь от модели, которая была тогда, к той, что есть, сейчас занял у нас около двух лет. Когда мы только начинали, то не до конца понимали, как правильно монетизировать продукт.

Поиск читателя

В какой-то момент мы поняли, что самое главное в продвижении нашей модели – это рекомендации, так как большинство людей за исключением малой доли продвинутых пользователей, которых не более 5%, не знают, какую книгу будут читать следующей, а при выборе книг опираются на рекомендации со стороны – друзей, специализированных сайтов, победителей премий. Людям важны рекомендации, что очевидно – время, которое занимает чтение одной книги, – это в среднем более 40 часов, и тратить его впустую читатели не хотят. Это может быть Нобелевская премия или премия «Большая книга» (Национальная литературная премия «Большая книга», – прим. ред.). Читатели также обращают внимание на лидеров мнений, которые часто делятся отзывами или рецензиями на прочитанные книги. Соответственно, когда человек ищет, что почитать, он может прислушаться к такому отзыву. Еще одной технологией продвижения можно назвать рекомендации peer-to-peer (от пользователя к пользователю, – прим. ред.), когда тебе книжку может посоветовать друг или близкий знакомый. Это как раз и была одна из первых и важных функций, с которой мы начали свою работу над социализацией внутри приложения.

Мы стали отслеживать массу информации – от количества книг, которые читают у нас в стране, до того, где, когда и на каких устройствах читают наши пользователи. Статистика показалась нам очень интересной. Дело в том, что большинство современных пользователей читают не с планшетов и электронных книг, а с мобильных телефонов. Мы подумали, что было бы здорово сделать продукт, который в прямом смысле был бы похож на социальную сеть, но при этом оставался сервисом для чтения книг. И хотели сделать так, чтобы пользователь мог что-то прокомментировать, лайкнуть и «пошерить» (поделиться, – прим. ред.) – в общем, стандартные функции социальной сети. Такая модель была новой для нашего рынка и быстро стала популярной. Как потом выяснилось, пользователям все очень понравилось и они стали активно пользоваться новыми функциями.

Разница в цене

Сервис зарабатывает на подписке. Это ежемесячный платеж, который позволяет читать все книги, которые есть у нас в каталоге. Цену мы устанавливаем в зависимости от страны, в которой представлен сервис. Разницу в ценах можно объяснить несколькими причинами. У каждой страны есть свои издательства, которые устанавливают цены на те или иные книги. Второй момент – это общее состояние книжного рынка. Если брать цены на подписки от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии, то для примера могу сказать, что цена на подписку в Сингапуре стоит 11 сингапурских долларов, что примерно ровняется 9 американским долларам. В России подписка стоит 349 рублей, или 5,3 доллара. То есть фактически в два раза дешевле. Тут нужно отметить, что в Сингапуре практически все читают на английском. Соответственно, американские и английские правообладатели книг устанавливают цены намного дороже, чем это делают российские издатели. Здесь цены совсем другие. Если посмотреть на печатные книги, то цена на них в этих двух странах также будет разная. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в музыкальной индустрии или в подписке на Netflix – цены устанавливает рынок.

Мировая экспансия

Мы активно развиваемся на иностранных рынках. Прежде чем принять решение о запуске в той или иной стране, мы изучаем большое количество параметров – от уровня грамотности населения до ARPU (средняя выручка с пользователя за определенный период времени, – прим. ред.) операторов связи. Запуск Bookmate на новом рынке обычно занимает от 6 до 8 месяцев. За это время нам приходится перевести приложения на всех платформах (мы поддерживаем iOs, Android, WinPhone, Web), договориться с местными издательствами, дистрибуционными партнерами, мобильными операторами или производителями устройств. Мы целенаправленно не работаем в странах, где приходится конкурировать с гигантами вроде Amazon или Google и Apple. Эти компании работают на «развитых рынках», мы же пытаемся завоевать «развивающиеся рынки». Это связано с различными причинами – от размеров бюджетов на маркетинг до уровня пиратства, с которым мы умеем бороться. Мы считаем, что развивающиеся рынки – СНГ, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия в чем-то похожи друг на друга. Люди не привыкли пользоваться кредитными картами, не привыкли платить за контент, не привыкли читать книги в электронном виде. Мы сделали совместный проект с компанией Airbnb. Механика партнерства такова, что когда человек бронирует у компании жилье, у него появляется возможность бесплатно читать книги с Bookmate о городе, в который он едет. Нам нравится работать с разными нестандартными проектами и новыми партнерами. Мы стараемся оставаться стартапом и пробовать новые и интересные проекты.

Шире круг

Когда мы в Bookmate поняли, что наши приложения отлично работают органически – занимают лидирующие позиции в магазинах приложений, дальше задумались: как мы можем расширить аудиторию? Попробовали работать с мобильными операторами и поняли, что есть большой потенциал. В рамках глобального договора со шведской TeliaSonera, что само по себе огромное достижение, ведь кроме нас такое соглашение имеет только гигант Spotify, одной из самых перспективных стран нам показался Казахстан – Kcell/Activ. Совместными усилиями всего лишь за 3 месяца добились выдающихся результатов. Мы вместе очень внимательно следим за отзывами, в том числе в социальных сетях, и на данный момент партнерство превосходит все наши ожидания. Пользователи читают, очень активно пользуются приложением – значит мы достигли наших целей. Кризис, похоже, сыграл нам на руку. В прошлом году мы с коллегами подводили итоги по рынку электронных и бумажных книг и поняли, что бумажные книги выросли в цене на 40, а в некоторых случаях даже на 60%. Цена на электронные книжки также выросла, но всего лишь на 10-15%. Пользователям становится все понятнее и ближе модель подписки – мы видим устойчивый и постоянный рост числа подписчиков. Мы относимся резко отрицательно к такого рода инициативам, как различные боты и приложения, позволяющие читать и скачивать книги онлайн бесплатно. Вместе с издательствами мы активно боремся с пиратами.

cd26557fc2673f0c59d6774280e.png

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.