Без лица, или Бренды под запретом

Регулирование может пойти по скользкому пути

Share
Share
Share
Tweet
Share
Без лица, или Бренды под запретом- Kapital.kz

Регулирование в так называемом табачном стиле захватывает новые отрасли и на глобальном рынке добралось до потребительских товаров.В центре внимания – продукты с высоким содержанием сахара, жира и соли.

«Теперь нездоровое питание угрожает мировому здоровью сильнее, чем табак. Прежде мир объединился в регулировании табачных рисков, теперь же должна быть принята рамочная конвенция в отношении правильного питания», – считает Оливер де Шуттер, специальный докладчик ООН. Кроме вреда для здоровья говорят и о том, что такие продукты вызывают привыкание, даже зависимость, а их дозировка подобрана производителями так, чтобы сделать человека счастливым, ведь он должен и дальше покупать, потому что за всем этим стоят колоссальные доходы компаний.

Уже несколько стран в мире ввели дополнительные налоги на «нездоровые» продукты. В январе 2012 года во Франции появился специальный налог на сладкие напитки, в 2013 году в Чили вынесли на рассмотрение закон с требованием наносить текстовые предупреждения размером в 20% от площади упаковки на продукты с определенным содержанием жира, сахара и соли. Действуют дополнительные налоги на продукты с высоким содержанием жира, соли и сахара в Венгрии, Мексике и Австралии.

«Глобализацию нездорового образа жизни ни в коем случае нельзя считать лишь технической проблемой для здравоохранения. Это политический вопрос. Это торговый вопрос. Это вопрос международных отношений. Большой табак теперь не одинок. У здравоохранения новые враги – Большая еда, Большая содовая и Большой алкоголь», – говорит Маргарет Чан, седьмой генеральный директор ВОЗ.

В борьбе с этими врагами регуляторы не собираются останавливаться только на дополнительном налогообложении или предупреждающих надписях. Еще одной мерой может стать обезличенная упаковка – один из самых болезненных рычагов, которые могут почувствовать на себе производители.

Напомним, первыми с такой инициативой столкнулись табачники, когда в 2012 году брендинг сигаретных упаковок отменила Австралия. Сейчас там продаются универсальные пачки отталкивающего коричневого цвета для всех табачных торговых марок.

Ввести эту инициативу втехрегламент России в свое время предлагал и главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По его мнению, эта мера должна была снизить интерес к упаковке табачных изделий, что в свою очередь снизит количество потребляемого табака. Со своей стороны, табачники заявили, что внедрение обезличенной упаковки будет нарушать сразу несколько фундаментальных и законных прав производителей: право на собственность, свободу выражения и торговлю, а эти права гарантируются Конституцией, международными соглашениями о торговле и национальным законодательством. Кроме того, торговые марки являются корпоративной собственностью, представляющей большую ценность для их владельцев, и подобные инициативы могут нарушить целый ряд юридических обязательств.

К тому же табачники говорят о том, что на сегодняшний день нет данных об исследованиях, которые бы подтверждали, что небрендированные упаковки снижают потребление табака.

«Обезличенная упаковка не работает, о чем наглядно свидетельствуют факты из Австралии. После 30 месяцев действия здесь закона об обезличенной упаковке он не изменил скорость снижения курения. Единственными бенефициарами запрета логотипов будут преступники. Им станет легче подделывать сигаретные пачки – самый дорой элемент копирования. Зато пострадает правительство из-за приличных налоговых потерь в связи распространением нелегальной торговли. Судя по недавнему докладу KPMG, теневой табачный рынок Австралии от обезличенной упаковки, похоже, только выиграл, набрав обороты вслед за ее введением», – рассказывает Мирэла Иназель, менеджер по коммуникациям JTI в регионе СНГ.

В конце мая этого года стало известно, что компания Japan Tobacco International подала заявление в Высокий суд Лондона, требуя признать унифицированную упаковку сигарет и самокруток незаконной. Отметим, что в Великобритании поправки к закону, обязывающему производителей табака выпускать товар с единой упаковкой, на которой размещено предупреждение об опасности продукта и напечатанное мелким шрифтом название марки, должны вступить в силу с мая 2016 года. «Нам очень хотелось бы, чтобы дело рассмотрели и приняли окончательное решение до момента введения нормы в действие в Великобритании. Безусловно, на все воля суда, однако мы твердо верим в незаконность обезличенной упаковки», – говорит Мирэла Иназель.

Налоги на содовую – это только начало, пишет британская пресса, и если из истории с табачным регулированием стоит извлечь хоть какой-то урок, так это то, что оно никогда не закончится.

Пока же табачники судятся с регуляторами, производителям продуктов с высоким содержанием сахара, жира и соли остается только надеяться, что на плитках шоколада, бутылках лимонада и банках пива названия останутся, а полный запрет брендов не коснется их продукции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.