USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.24$
-0.030
BTC
95470.30$
+109.100

Турбизнес Казахстана теряет клиентов

Из-за февральской девальвации тенге отрасль туризма терпит убытки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Турбизнес Казахстана теряет клиентов- Kapital.kz

Из-за февральской девальвации тенге отрасль туризма терпит убытки. Операторы отмечают уменьшение потока клиентов, и нынешний осенне-зимний туристический сезон не стал исключением – отмечается падение спроса не только на дорогие направления, но и общий спад по отрасли.

«В целом мы можем сказать, что есть снижение спроса, связанное в первую очередь с прошедшей девальвацией и ее ожиданиями. Именно в этом осенне-зимнем сезоне оно остро ощущается. Все-таки наши граждане немало потеряли на девальвации и стараются экономить», – говорит Асем Козбагарова, исполнительный директор управляющей компании TravelSystem.

Если раньше большинство клиентов просили отели повышенной комфортности, то теперь выбирают дешевле. Люди стали экономить средства. Это серьезно сказывается на положении дел как туроператоров, так и турфирм. Ведь основная масса компаний, задействованных в этой отрасли, работает на выездной туризм и, соответственно, существует на проценты, полученные от объемов реализованных туров.

Отсутствие спроса заставляет участников рынка всерьез беспокоиться о будущем туристического бизнеса. «Я думаю, сфера туризма именно в осенне-зимнем периоде может недосчитаться до 20% клиентов, вряд ли больше. Тем более что сезон только набирает обороты, и говорить об итогах можно лишь после его окончания. За лето такого сильного падения не ожидается, поскольку там уже будет в приоритете бюджетный отдых, который многим по карману. Люди хотя бы раз в год выезжают на отдых», – делится Асем Козбагарова.

Хотя массового отказа от покупки туров нет, тем не менее тенденция уже наблюдается. По словам Риммы Дуйсенгалиевой, директора турагентства «Оригинал-Тур», падение спроса на туры в этом осенне-зимнем периоде в сравнении с прошлым ощущается. «Конечно, есть определенный спад и затишье. Люди действительно не спешат расставаться со своими накоплениями, ведь неизвестно, как повернется год грядущий. Наступил период ожидания», – говорит она.

Согласна с этим мнением и исполнительный директор управляющей компании TravelSystem: «Многие клиенты сейчас в ожидании. Путешествия и отдых за границей – это все-таки покупка не первой необходимости. Если кто-то еще мог себе позволить выезжать два раза в год, то сейчас большинство выезжают один раз и чаще всего выбирают поездку летом – традиционно в Турцию, бюджетные направления».

Чтобы привлечь туристов, новые туроператоры, пришедшие на рынок, используют ценовой фактор – снижают стоимость туров. Существенные скидки на проживание и перелет – это единственный способ, позволяющий поддерживать определенный поток туристов. Уже сейчас некоторые компании готовы продавать туры со скидками от 20% до 70%. Но далеко не каждый туроператор может себе позволить идти на такие уступки. О том, как это отражается на конкуренции, рассуждает Асем Козбагарова. «Конечно, это сказывается. Тем более что вновь прибывшие туроператоры демпингуют. Чтобы завоевать определенную долю рынка, естественно, они заходят агрессивно. В своих комментариях они утверждают, что это не демпинг, что у них свои устоявшиеся отношения с отелями и прочее. Но это не совсем так. Мы тоже все не первый год работаем на рынке туризма и наши цены, даже если и отличаются от местных конкурентов, то ненамного. Они же предлагают туры дешевле на все категории отелей. Просто откровенно демпингуют и тем самым пытаются долю рынка получить. В принципе, это их политика. Куда бы они ни заходили, везде первоначально снижают, а потом поднимают цены. Соответственно, выдавливают местных, локальных конкурентов с рынка», – говорит она.

Конечно, это сказывается на местных туроператорах, которые, чтобы не потерять клиентов, вынуждены снижать стоимость. По словам эксперта, это даже не скидки, а где-то уход в минус. «Нам приходится существенно, порой до 70%, скидывать цену. Сейчас идет серьезная конкурентная борьба. К сожалению, у наших граждан сложилась неправильная точка зрения, что казахстанские туроператоры на них наживались. Это неверно. Потому что даже если турист просто сравнит цены, сам сделает просчет: сколько будет стоить отель, перелет (не обязательно чартером) любой иностранной авиакомпанией – у него стоимость выйдет все равно дороже, чем предлагают туроператоры. Во-первых, мы ставим чартерные программы, соответственно, себестоимость билета сразу снижается, и мы можем конкурировать с регулярными рейсами. То есть у нас в пакете стоимость билета дешевле. Так как берем объем, соответственно, турпродукт удешевляется. Во-вторых, есть свои договоренности с отелями. Поскольку мы не первый год работаем и делаем достаточно большие продажи, нам отели дают хорошие цены. И с учетом всего этого мы можем сформировать очень хорошее пакетное предложение. Мы ни в коем случае не наживаемся на своих клиентах. Сейчас рынок конкурентный, очень много местных игроков, предлагающих разнообразные продукты. На самом деле за российскими операторами, заходящими к нам на рынок, стоят турецкие граждане. Так как основной поток из России идет в Турцию, соответственно, они тесно связаны именно с турками», – рассказывает Асем Козбагарова.

По мнению некоторых участников туриндустрии, декабрьские и новогодние праздники, Рождество – это возможность для них заработать сейчас хоть какие-то деньги и продержаться до следующего прибыльного весенне-летнего сезона. С этим утверждением не согласна Римма Дуйсенгалиева. «Насчет того, помогут ли декабрьские праздники выправить ситуацию, очень сомневаюсь, потому что впереди новогодние и все, что есть у людей, они, безусловно, придержат для этих целей. Нужны подарки, застолье и все связанное с этим, и поскольку это самый главный праздник в году, естественно, люди будут копить деньги на сами праздничные дни, равно, как и почти на весь январь в целом. Мы же знаем, какая ситуация возникает с зарплатой в первом месяце года, на что-то надо жить и платить по коммунальным платежам и кредитам, банки, как известно, никогда ничего ждать не хотят. Категория людей, имеющая достаточно денег для поездки по новым направлениям, продолжает и будет продолжать путешествовать и в праздники», – говорит она.

Асем Козбагарова, напротив, считает, что на новогодние праздники и каникулы люди все равно выезжают, то есть этот поток сохраняется. «В целом мы уже сейчас видим: новогодние туры продаются хорошо. Но что касается всего сезона, нельзя сказать, что он хорошо закрывается. То есть традиционно на Новый год и каникулы – это те клиенты, которым по карману отдых именно в этот период. Потому что туры на Новый год намного дороже. Конечно, можно выбрать более бюджетные направления, в частности, Египет. Некоторое время мы не предлагали его вообще из-за политической ситуации в этой стране. Сейчас там все спокойно, и мы рекомендуем и предлагаем клиентам турпакеты в Египет. Сезон уже начался с конца октября», – рассказывает она.

Часть туристов, отказавших себе в зарубежных направлениях, возможно, переключится на внутренние. Но вряд ли это перерастет в массовую тенденцию, учитывая тот факт, что цены на отдых в Казахстане практически такие же, как на бюджетные пляжные направления, а порой в разы дороже. «Я бы не сказала, что есть такая тенденция, так как в Казахстане внутренний туризм еще недостаточно развит, зон отдыха, предлагающих хороший сервис, к сожалению, еще очень мало. Хотя они развиваются, вкладывается много сил и денег. Поэтому трудно утверждать, что туристы сильно переориентировались на внутренние поездки.

Свое мнение по этому вопросу высказала Римма Дуйсенгалиева: «Не думаю, что такая переориентация наблюдается и в массовом порядке, но в Казахстане, как и во всех странах бывшего Советского Союза, всегда была гарантированная, определенная часть людей, которая ездит на отечественные курорты по путевкам. Кому-то они достаются бесплатно, кто-то пользуется профсоюзными и прочими льготами, кто-то оплачивает полную стоимость. Все эти люди получают разные курсы лечения и, к счастью, всегда имеют выбор, курорт какого лечебного профиля им будет полезен. Казахстан очень богат природными ресурсами, минеральными источниками, грязями, соляными шахтами и озерами, поэтому практически в каждом регионе страны есть такие здравницы».

Людям не хватает уверенности и стабильности. Несмотря на то что наши граждане давно приучили себя хранить сбережения в долларах и евро, скачки курса этих валют и российского рубля отчасти сделали свое дело – отрицательно повлияли на показатели продаж в нынешнем сезоне. Судя по всему, девальвационные ожидания оказывают более мощное психологическое воздействие на потенциальных клиентов, нежели привлекательные цены на отдых и упрощение визового режима в некоторые страны.

«В любом случае, рано говорить о том, что на рынке туризма кризис. Туры на Новый год продаются, люди ездят, путешествуют. Тем более сейчас, с учетом того же демпинга. Да, есть сезонное падение спроса – в конце ноября, начале декабря. Но это нормальное явление. В это время мы вынуждены снижать стоимость, где-то идти в минус, чтобы не потерять больше, потому что у нас есть выкупленные места. В целом, конечно, снижение мы связываем с девальвацией», – подытожила Асем Козбагарова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.