USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.08$
BTC
64332.80$
-2011.800

Модернизация пенсионной системы РК

Это ближайшая перспектива и потенциал на будущее

Share
Share
Share
Tweet
Share
Модернизация пенсионной системы РК - Kapital.kz

Вопрос выхода на пенсию волнует многих людей, которые задумываются о своем будущем. Это относится как к людям, чей возраст приближается к пенсионному, так и к тем, кто только начинает карьеру. Заблаговременное планирование и лучшее понимание возможностей государственной пенсионной системы во многом помогут обеспечить достойное существование после выхода на заслуженный отдых.

 Указом президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года была утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года (далее – концепция). Необходимость в такой модернизации назрела в связи со снижением текущего уровня коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами. Задачи по дальнейшему совершенствованию текущей пенсионной системы обусловлены долгосрочными демографическими трендами, уменьшением размеров солидарных пенсий и необходимостью оптимизировать разделение ответственности за пенсионное обеспечение населения между государством, работодателем и работниками. На систему пенсионного обеспечения (далее – СПО) также негативно влияют наличие неформальных трудовых отношений и теневого сектора в экономике наряду с сохраняющимся сравнительно высоким уровнем инфляции. Концепция призвана решить существующие проблемы.

Главная цель разрабатываемой программы – гарантирование адекватности пенсионных выплат для обеспеченной жизни в пенсионном возрасте, исходя из опыта реализации пенсионных преобразований в Республике Казахстан и мировых тенденций развития пенсионных систем. Стоит отметить, что текущий уровень базовых пенсионных выплат пока не достиг уровня, который бы позволил людям спокойно уходить с работы по достижении пенсионного возраста. Так, базовый уровень пенсии, которую получает человек, вышедший на заслуженный отдых в 1990-е годы, в настоящее время равен 10 450 тенге. Согласно государственным нормативам для 2014 года, это составляет чуть более половины прожиточного минимума, то есть весьма незначительную сумму, недостаточную для покрытия основных потребностей.

Несколько лучше ситуация складывается у людей, выходящих на пенсию в настоящее время, когда они могут рассчитывать не только на базовую пенсию, но и на ее дополнительные компоненты – накопительный и добровольный.

Модернизация СПО, предназначенная для преодоления упомянутых негативных тенденций и реализации поставленных задач, подразумевает поэтапное совершенствование текущих и добавление новых элементов в систему:

·Первый этап (2016-2020 годы) будет посвящен созданию правовых основ для реализации первоочередных мер по модернизации пенсионной системы:

с 1 июля 2017 года – совершенствование минимальных гарантий пенсионного обеспечения, включая:

§  введение социальной пенсии в размере 50% от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в СПО менее 10 лет;

§  увеличение размера базовой пенсии на 2% за каждый год для лиц со стажем участия в СПО сверх 10 лет;

§  перерасчет базовой пенсии для состоявшихся пенсионеров с учетом стажа участия как в солидарной, так и в накопительной системах пенсионного обеспечения;

С 2018 года – введение условно-накопительного компонента пенсии:

§  внесение работодателями в пользу своих сотрудников дополнительных 5% пенсионных взносов, начисляемых от размера дохода работника. Такие взносы будут отражаться на индивидуальных лицевых счетах, открытых в Едином накопительном пенсионном фонде (далее – ЕНПФ), при этом будут являться условными, не наследуемыми взносами, не являющимися собственностью участника системы. Выплаты по такому компоненту будут осуществляться пожизненно по достижении физическими лицами установленного пенсионного возраста;

Совершенствование параметров накопительной СПО:

§  сохранение обязательных отчислений работников в размере 10% от их дохода наряду с совершенствованием инвестиционного процесса ЕНПФ. Главным новшеством здесь станет введение ограничений на принцип изъятия пенсионных накоплений, а также установление порядка выплат государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных взносов;

С 1 января 2014 года – совершенствование СПО лиц, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда:

§  введение дополнительной обязанности, возлагаемой на работодателей, по перечислению в пользу своих работников дополнительных обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ) в размере 5% от доходов сотрудников, занятых во вредных и особо вредных производствах. Данная мера призвана позволить таким работникам накопить достаточный размер пенсионных накоплений для досрочного выхода на пенсию;

o  С 2016 года – реформирование СПО сотрудников силовых структур, включая:

§  перевод на государственное обеспечение всех сотрудников силовых структур с трудовым стажем не менее 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах;

§  перерасчет размеров ранее назначенных пенсионных выплат для состоявшихся пенсионеров, приняв к зачету выслугу лет и трудовой стаж на день увольнения со службы.

o  Расширение охвата населения услугами пенсионной системы, включая:

§  реализацию комплексного плана по противодействию теневой экономике в 2014-2015 годы и легализацию трудовых отношений и доходов. В рамках этих программ с 1 сентября 2014 года была запущена новая программа по легализации имущества, и ведется активная работа по введению программы всеобщего декларирования для всего населения к 2017 году.

·  Второй этап (2020-2030 годы) будет нацелен на совершенствование действующих параметров СПО, включая:

Усиление связи пенсии с отчисляемым взносом, периодом участия и возрастом выхода на пенсию;

Совершенствование минимальных гарантий СПО;

Введение обязательности заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты для участников накопительной СПО.

Анализируя планируемые изменения, стоит отметить, что основную ставку правительство делает на разделение ответственности за пенсионное обеспечение между субъектами экономического цикла – работниками, работодателями и государством. Такое разделение прослеживается в лучших мировых практиках. Диверсификация источников пенсионных выплат должна предоставить гражданам определенные гарантии при выходе на пенсию, когда все «яйца не будут сложены в одну корзину».

Воспользоваться всеми преимуществами смогут только самые активные и ответственные участники СПО, которые будут участвовать в СПО на всех уровнях, включая как накопительный, так и добровольный. Гражданам придется постепенно перестроиться и привыкнуть рассчитывать в первую очередь на себя, делая отчисления в пенсионные фонды на всем протяжении своего профессионального пути, нежели рассчитывать на полное обеспечение от государства.

Немаловажным фактором также станет способность бизнеса адаптироваться к новым изменениям. Для многих работодателей такие нововведения могут стать сложными, если не непреодолимыми, препятствиями, где может потребоваться серьезная внутренняя перестройка. С учетом недавно введенных ОППВ и вводимого в скором будущем условно-накопительного компонента пенсии дополнительная нагрузка на работодателей в определенных случаях возрастет до 10%. Недавний опыт некоторых стран, к примеру, России, показывает, что к повышению социальной нагрузки стоит подходить очень осторожно – бизнес может не справиться с непосильной ношей и предпочесть уйти в тень ради выживания, что будет идти в разрез с принципами Концепции.

Каков будет успех данной модернизации, покажет время. Концепция предусматривает ряд очень важных перемен, на которые можно смотреть с оптимизмом. Ключевым фактором будет реальная практика внедрения положений Концепции. Введение структурных изменений и перестройка системы могут занять достаточно длительный период. Поэтому гражданам, уже вышедшим или в скором времени планирующим выйти на пенсию, лучше все-таки рассчитывать в первую очередь на собственные силы и сбережения.

Никита Корольков

Менеджер департамента консультирования по налогообложению и праву, «Делойт», Каспийский регион

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.