Казахстанский мебельный бизнес находится в состоянии перемен. Сокращение объемов производства, увеличение так называемого «серого» рынка мебели из России и Китая, а также рост импорта иностранной мебели отрицательно сказываются на этом сегменте рынка.
Несмотря на то, что сегодня в стране действует почти 900 малых и средних предприятий, занятых в сфере производства мебели, порядка 60-70% приходится на импорт и лишь часть остается на долю местных производителей. Так, по данным Агентства РК по статистике (АРКС), в 2013 году для Казахстана основными импортерами мебели стали Украина, Китай и Турция с $66 млн, $43 млн и $25 млн соответственно. Такая ситуация складывается из-за относительно более благоприятных производственных площадок в этих странах, тем более что импортная мебель чаще выпускается серийно, казахстанские производители производят мебель под заказ и в гораздо меньших объемах.
По мнению исполнительного директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК (АПМДП РК) Саламат Джамаловой, в Казахстане существует «проблема реализации мебельной и деревообрабатывающей продукции. С каждым годом растет импорт мебельной продукции из России, Беларуси и Украины по демпинговым ценам. Это связано с их производством и предоставлением налоговых льгот в специальных экономических зонах (СЭЗ) на территории Беларуси и Украины. Необходимо честно отделить производителей от продавцов. И в целях защиты и поддержки собственных производителей грамотно ввести квотирование по объему ввоза».
Казахстан в свою очередь экспортирует мебель лишь на $1,3 млн в противопоставление с $230 млн импорта. Кыргызстан, Азербайджан и Таджикистан – вот основные импортеры казахстанской мебели. На один только Кыргызстан приходится практически миллион от общего экспорта.
«Доля отечественного рынка составила в 2013 году 33% , 67% приходится на импорт мебельной продукции. В развитых странах порядка 70% рынка приходится на местных производителей, тогда как на импортеров – всего 30%, получается, что соотношение обратное», – добавляет г-жа Джамалова.
Учитывая доминирующее число импортной мебели в Казахстане, местным производителям все тяжелее справляться с образовавшейся конкуренцией. Основные производители мебели сконцентрировались в Алматы и Алматинской области (почти 50% от рынка), на них же и приходится основной спрос, далее следуют Павлодарская (11%) и Западно-Казахстанская области (7,6%).
Некоторые производители опасаются значимых производственных вложений из-за относительно небольшой численности населения, к тому же увеличение стоимости курса доллара повлияло на общее настроение на рынке. Об этом свидетельствуют замедление темпов роста производства и снижение активности новых игроков. Все больше потребителей стали приобретать мебель среднего и эконом-класса.
По данным АПМДП РК, в 2013 году производство мебельной продукции сократилось на 2%, за исключением кухонной мебели, производство которой в натуральном выражении выросло на 10%. Экспорт мебели в 2013 году по сравнению с 2012-м сократился на 16,8%.
По мнению менеджера по продажам и маркетингу ТОО «ЮСКО Мебель» Даны Кусаиновой, «интересы казахстанских предпринимателей не защищены законодательно. Второй проблемой является отсутствие поддержки со стороны государства, а также отсутствие собственного отечественного сырья для производства мебели. Еще одним фактором, сказывающимся на мебельном рынке Казахстана, является отсутствие профессиональных кадров для мебельного производства и отсутствие центров по подготовке или переподготовке профессиональных кадров».
Импортируй полностью
Казахстанский рынок мебели испытывает большую нехватку производственных материалов, которые сегодня завозятся в основном из стран Таможенного союза. Многие фирмы находят выход в налаживании связей с иностранными компаниями-производителями, закупая необходимые стройматериалы у них, что в свою очередь увеличивает ценовой порог выпускаемой мебели на 15-20%.
«Все сырье и материалы завозятся в Республику Казахстан из-за рубежа, из стран ТС и дальнего зарубежья. Из-за высокой стоимости материалов продукция наших мебельных предприятий становится неконкурентоспособной. Для более эффективного развития мебельной отрасли нужно обеспечить внутренний рынок собственным сырьем. Как минимум построить заводы плитных материалов: ДСП, МДФ. Это достаточно дорогостоящие проекты и их необходимо реализовывать при помощи государства. Сегодня мы завозим сырье за 4-5 тыс. км, тогда как никто в мире такого не делает – максимум 500 км. С учетом транспортировки и роста цен на нее это становится огромной проблемой», – говорит г-жа Джамалова.
Получается, что местные предприятия просто изготавливают мебель из импортных составляющих, привлекая лишь работников из уже имеющихся профессиональных кадров, а с повышением цен на транспортировку казахстанские мебельщики еще больше стали зависимы от транспортной отрасли. Таким образом, мебель, собранная на территории страны, фактически состоит из иностранных материалов.
«Казахстанские производители работают в неконкурентных условиях из-за того, что доставка материалов в основном осуществляется из-за рубежа. Проблема транспортировки сырья и материалов железнодорожным транспортом для казахстанских производителей мебельной продукции, высокие тарифы на железнодорожные перевозки, которые выросли более чем в 2 раза, – это очень бьет по карману казахстанских предпринимателей, особенно по предприятиям малого и среднего бизнеса. Удаленность казахстанских предприятий от рынков сырья и комплектующих, а также от основных рынков сбыта стран ТС делают этих производителей очень зависимыми от транспортной отрасли», – добавляет эксперт.
Проблемы государственных закупок также нашли сильное отражение в мебельной отрасли. Так, по мнению г-жи Джамаловой, система конкурсов сегодня служит только для узких интересов самих организаторов этих самых конкурсов. «На сегодняшний день существующая система государственных закупок слабо поддерживает отечественных производителей. Так, например, объекты капитального строительства выносят на тендер одним лотом. Необходимо законодательно разделять строительство и оснащение объектов мебелью», – говорит она.
С места в карьер
Приблизительная оценка рынка в $700-800 млн на самом деле является весьма туманной, так как объемы «серого» рынка мебели посчитать крайне сложно. Мебель, которая в основном ввозится из соседнего Китая и северных районов России небольшими партиями, идет в обход официальной статистики и не попадает в расчет госорганов.
«Какого-то качественного или количественного рывка на рынке казахстанской мебели ждать не приходится. К этому нет никаких как макро-, так и микроэкономических показателей. Рынок, как и раньше, будет развиваться, в большей степени будут расти перепродажи готовой продукции, так как само производство переживает не самые лучшие времена. Показатели могут улучшиться, но не намного, и это произойдет за счет выхода на рынок новых игроков из России», – говорит г-жа Кусаинова.
Во многом, уверены эксперты, рост рынка мебели
будет неизменно зависеть от уровня дохода населения и, если
рост и будет, то незначительный. Относительно низкая численность населения, сезонность
продаж, которую можно проследить, начиная с августа до декабря, после чего
следует небольшой спад, а также слабые условия для развития средних и крупных предприятий влияют на
развитие мебельной отрасли не в лучшую сторону.Крупные и средние производители, как правило, имеют
свои торговые точки, мелкие же гораздо труднее осваиваются на рынке.