Директор департамента по работе со студентами холдинга «Кәсіпқор» Тогжан Джумагулова недавно заявила казахстанским СМИ, что больше половины казахстанских работодателей не удовлетворены уровнем подготовки выпускников отечественных учебных заведений.
«44,5% работодателей сказали, что в целом не удовлетворены уровнем подготовки выпускников учебных заведений в Казахстане. 18% вообще сказали, что они не соответствуют современным требованиям, потребностям экономики. То есть это говорит о том, что 63% работодателей в принципе не удовлетворены уровнем подготовки наших выпускников учебных заведений», – сказала г-жа Джумагулова, озвучивая результаты социологического опроса среди работодателей.
По ее словам, решение этой проблемы лежит во взаимодействии работодателей и учебных заведений. «В данной ситуации ясно, что нужно принимать меры», – отметила представитель холдинга.
Кроме того, исследование показало, что 32% работодателей не могут подобрать себе подходящие кадры. «48% работодателей ищут своих работников в интернете, то есть выпускникам нужно обратить на это внимание. 28% публикует объявление о вакансиях только на своих сайтах. Это не совсем удобно», – сказала г-жа Джумагулова. Также соцопрос показал, что в ярмарках вакансий участвует очень мало работодателей – менее 5% опрошенных.
Кое-что делается
Нельзя сказать, что в Казахстане ничего не делается по проблеме повышения качества выпускников учебных заведений. Так, в школах вводится схема подушевого финансирования, а количество вузов сокращается.
Кстати, подушевой норматив введен в государственную программу развития образования на 2011-2020 годы. Ожидается, что применение новых механизмов финансирования образования повысит эффективность бюджетных расходов и качество образования. В 2015 году все школы республики должны перейти на подушевой норматив. Это означает, что школы будут получать из бюджета столько денег, сколько заслуживают своим трудом и качеством преподавания. Чем больше ребят захотят учиться в этой школе, тем больше денег она получит из бюджета. Тогда как сегодня бюджет выделяет всем школам примерно одинаковые суммы. Теперь уравниловки не будет.
Вообще, нормативно-подушевая модель финансирования школы – это финансирование по формуле «в расчете на одного ученика». К примеру, нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного ученика составляет 20 тыс. тенге в год. Это значит, что если в школе учатся 700 учеников, то она получит в год 14 млн тенге. Если же в школе учатся 500 детей, то она, соответственно, получит меньше - 10 млн тенге.
Между тем власти сильно озабочены и плохим качеством обучения в вузах. Главная стратегическая задача – это сокращение количества вузов с тем, чтобы отсечь от отрасли учебные заведения с плохим материально-техническим обеспечением и плохим преподавательским составом.
Так, еще в начале декабря 2011 года власти запланировали в течение 3 лет сократить количество вузов. Об этом в ходе заседания правительства говорил министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов. «В соответствии с поручением главы государства необходимо существенно оптимизировать сеть вузов, законодательная база для этого у нас имеется. Но одномоментно сократить число вузов невозможно. Это требует длительных судебных тяжб для отзыва лицензий у тех вузов, которые дают образовательные услуги на очень слабом уровне», – сказал тогда министр.
Результат сокращений количества вузов налицо: к началу 2013 года количество вузов было сокращено со 149 до 136 путем укрупнения.
Но и этого мало. Уже в марте 2013 года Бахытжан Жумагулов сообщил, что в ближайшие два года количество вузов в Казахстане сократится до 100.
По его словам, подобное сокращение выведет показатель отношения числа вузов к численности населения на уровень, принятый в развитых странах. В результате процесса оптимизации высшего образования в большинстве регионов страны останется по два вуза, государственному и крупному частному.
Не все так плохо
Безусловно, мнение работодателей нельзя воспринимать как истину в последней инстанции.
К примеру, в 2011 году компания «Казатомпром» приняла на работу 40 выпускников Казахского национального университета (КазНУ) механико-математического, экономического, юридического, химического и физического факультетов.
Это стало возможным потому, что компания активно сотрудничала с центром карьеры КазНУ и приняла активное участие на ярмарке вакансий вуза. Причем документы на вакансии представили более 300 выпускников, из которых 40 прошли профессиональные тесты и были приглашены на собеседование с руководством компании.
Что же касается того, что работодатели постоянно недовольны качеством подготовки выпускников учебных заведений, то это обычная практика. Работодатели всегда будут недовольны.
Зачастую именно работодатели хотят быстрого результата: сегодня наладил связи со школами и вузами, а завтра получил квалифицированных специалистов. Но так на самом деле не бывает. К примеру, после Второй мировой войны японское правительство инвестировало часть ВВП в образование в течение 25 лет, чтобы получить результат.
Конечно, в целом вузы еще не справляются с задачей повышения качества обучения. Поэтому только недавно за рубежом обучались 32 тыс. казахстанцев, а к началу 2014 года – 65 тыс.
Казахстану нужно развивать грантовую систему. В частности, власти должны заинтересовать работодателей в том, чтобы они инвестировали в школы и вузы, предусмотреть льготы и преференции, чтобы такая инвестиционная деятельность поощрялась и не вела к резкому росту налоговых отчислений.
С другой стороны, власти просто обязаны модернизировать и школы, и вузы. Тот же подушевой норматив может сильно помочь школе повысить качество образования. Он создаст предпосылки для конкуренции между школами и в рыночной экономике – это правильный сигнал.
Власти также должны стимулировать вузы повышать качество образования. Причем предпринимать комплекс мер. Например, заинтересовать преподавателей в том, чтобы они постоянно работали над собой. Для этого можно ввести свободное посещение лекций. Востребованные преподаватели будут получать большую зарплату, невостребованные – меньшую. И все будет зависеть от того, сколько студентов посещают лекции. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы студент на самом деле учился, а не проводил свой досуг в вузе. То есть тот, кто усердно учится, должен получать большие карьерные перспективы, чем тот, кто учится плохо.
Только в комплексе можно решить эту проблему. И тогда работодатели все равно будут продолжать жаловаться на низкое качество обучения выпускников в учебных заведениях. Но уже реже…