Людям с ограниченными возможностями в нашей стране очень сложно. Особенно если они пытаются воспользоваться общественным транспортом, да и вообще находятся где-то за пределами новых ТРЦ – увы, немногих мест, которые более-менее приспособлены для инвалидов. Словом, обычное передвижение по городу для этих людей бывает непреодолимым препятствием, не говоря уже о более серьезных целях, чем попадание из точки «А» в точку «Б».
История алматинского предпринимателя Сагата Омаргалиева пример того, как можно построить бизнес, несмотря ни на что. Девять лет назад, будучи государственным служащим, он получил травму, которая сделала его инвалидом первой степени. «Был очень длительный процесс лечения, 4 месяца лежал под аппаратом искусственного дыхания, проходил лечение в Казахстане, затем – в Москве. Ну а когда я уже начал сидеть в коляске, то подумал, что было бы неплохо реализовать навыки, которые были приобретены на государственной службе, а я, в частности, работал в налоговом комитете. Я подумал, если это будет востребовано, то почему бы не заработать на этом. В основном я помогал как раз малому и среднему бизнесу – консультировал в вопросах налогообложения, регистрирования, бухучета. Потихоньку начал зарабатывать. Потом еще друзья помогли, и, в общем, я решил привести дом в порядок», – вспоминает бизнесмен. Дом, продолжает он, после пяти лет лечения был в запущенном состоянии. Требовался серьезный ремонт. Сагат лично наблюдал за его ходом. В результате он заметил, что строительные перчатки то и дело рвались. «Когда наблюдал за процессом стройки, обратил внимание на рабочие перчатки – они были плохого качества, плюс строительные работы сами по себе, естественно, подразумевают то, что перчатки быстро портятся. Раз в три дня, как минимум, необходимо покупать новые», – говорит он. В результате ему пришла мысль, что было бы неплохо наладить производство перчаток и желательно, чтобы они были прочными, под стать строящемуся дому. Это было пять лет назад.
Три года, рассказывает Сагат Омаргалиев, ушло на подготовку – «искали финансы, изучали рынок, смотрели, где лучшее сырье». Наконец, два года назад были приобретены два станка. Их привезли с завода, который работает недалеко от Пекина, то есть из промышленной части Китая, «а не откуда-нибудь из Урумчи». Однако Китай в этой истории выступает не только в роли промышленного рая, но и силы, которая диктует правила ведения бизнеса.
«В общем, идея наладить маленькое производство пришла по воле случая, довольно спонтанно. Но на сегодняшний день мы не без труда выдерживаем конкуренцию, так как граница с Китаем у нас довольно открытая: как-то так получается, что оттуда приходит продукция, чья себестоимость очень низкая. Когда граница будет работать как надо, когда товары из Китая будут проходить таможню как положено, тогда мы будем иметь приоритет по цене. Дело в том, что из Китая зачастую, когда везут перчатки, то оформляют их как сырье. Если на таможне все пройдет правильно, то цена будет выше. И нам это будет выгоднее. Отечественных производителей такого рода товара у нас немного. Мы тратим на электроэнергию, на покупку сырья, а еще платим работникам. Так что конкурировать с китайцами нам довольно сложно – сильно завышать цену мы не можем, иначе никто просто не купит нашу продукцию. Словом, мы ставим цену, которую нам диктует китайское производство», – делится бизнесмен.
Тем не менее бизнес развивается. Недавно вместе с партнером Сагат наладил производство в Усть-Каменогорске. «Дело в том, что мой партнер живет в этом городе. И вообще, Усть-Каменогорск – это один из наших промышленных центров, где сосредоточено много производств, наш товар должен быть востребован там. Всем нужны перчатки».
В 2012 году Сагат Омаргалиев услышал о фонде «Даму». Было желание развиваться в качестве предпринимателя. Вскоре они с супругой обратились в фонд, решив, что это «интересный инструмент, который предлагает государство». Именно там им предложили оформить ИП. Еще было предложено пройти обучение – постичь азы. Впрочем, с этим бизнесмен был знаком и раньше, но подумал, что, раз предлагают, почему бы не освежить в памяти былые знания.
Потом ему предложили подать заявку на программу «Комек», существующую специально для людей с ограниченными возможностями. В рамках этой программы помимо прочего ведется разъяснительная работа с крупным бизнесом. «Есть ведь люди с ограниченными возможностями, которые хотели бы сами себя обеспечивать, но у них нет первоначального оборудования, средств. В итоге благодаря программе фонда мы получили оборудование для парикмахерской», – говорит Сагат. Но все, подчеркивает бизнесмен, делается самостоятельно – государство помогает, как может, но человеку, если он нацелен на успех, необходимо в первую очередь рассчитывать на себя самого, не важно, устанавливаешь ли ты рабочие станки или открываешь парикмахерскую.
«Почему парикмахерская?
Потому что в будущем я хочу создавать рабочие места для людей с
инвалидностью. Например, мне кажется, с такой работой хорошо будут справляться
те, кто имеет инвалидность по слуху – они творческие люди. Так что я планирую
развивать те направления, открывать такие бизнесы, где они смогут работать –
салоны красоты, массажа», – делится бизнесмен.