Очередное повышение цен на ГСМ в Казахстане неизбежно. Такого мнения придерживаются в Агентстве по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). И это несмотря на то, что повышение цены на самую ходовую марку бензина АИ-92 в РК произошло не так давно.
Ерлан Хасенбеков, директор АИРИ, считает, что 21 августа просто случился компромисс между повышением цены до уровня, удовлетворяющего оптовых и розничных продавцов, и потребностью оператора в покрытии расходов. Вообще, по словам эксперта, удорожание топлива будет сопровождать нас еще долгие годы. «Мы полагаем, что очередное повышение цен на бензин состоится до конца года. Впрочем, оно может произойти и гораздо раньше, если нынешняя ситуация с дефицитом топлива не найдет своего решения», – сообщил Ерлан Хасенбеков.
Аналитики АО «Асыл Инвест» также не исключают развития сценария, который предусматривает дальнейшее повышение цен на бензин в Казахстане. Как отметил Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», если учитывать комментарии розничных продавцов, то реализация бензина по текущим ценам (даже с учетом недавнего повышения) во многом затруднительна ввиду отсутствия регулирования оптового рынка. «Вполне возможно, что в конце года или начале следующего мы станем свидетелями очередного роста цен на бензин», – предположил он.
Ранее некоторые эксперты заявляли, что дефицит бензина АИ-92 носит в большей степени искусственный характер. Описывая ситуацию на рынке, эксперты рассказывали, что казахстанский рынок бензина на уровне оптовой торговли не регулируется, тогда как над розничными ценами правительство осуществляет мониторинг и контроль. Крупные торговцы в целом не имеют ограничений и потому могут без труда осуществлять манипулирование рынком. Об этом уже не раз заявляли и розничные продавцы. Однако и они сами участвуют в создании дефицита. Эксперты предполагают, что, ожидая увеличения предельной стоимости бензина, продавцы ограничивали объемы реализации. Тем не менее после повышения цен на АИ-92 до 128 тенге за литр бензин на заправках не появился и дефицит продолжает сохраняться.
Усугубляет ситуацию в Казахстане увеличение цен на ГСМ и на российском рынке. Так, в середине августа текущего года цены на автомобильный бензин АИ-92 и АИ-95 на АЗС России за неделю выросли на 12 и 10 копеек – до 31,88 рубля и 34,66 рубля за литр соответственно. Дело в том, что дефицит бензина в нашей республике покрывается за счет поставок из России. Казахстану, как рассказал г-н Хасенбеков, для обеспечения социальной безопасности придется покупать его по ценам, которые будут складываться исходя из текущей конъюнктуры. А это означает только одно – чем дороже операторы покупают бензин, тем дороже будут продавать потребителям. «Естественно, Казахстан может высказывать России какие-то пожелания по ценам, вести обсуждение, выражать озабоченность и так далее, но это мало что изменит», – рассказал аналитик.
Более того, по словам российских экспертов, которые уже не раз говорили об этом, цены на ГСМ в 2014 году в РФ будут увеличиваться. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждал, что в 2014 году Россию ожидает повышение стоимости топлива на внутреннем рынке. Глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов также озвучивал прогноз по увеличение стоимости ГСМ в России в текущем году. Таким образом, мы можем предполагать, что цены на топливо в России еще будут увеличиваться. Соответственно, это может отразиться и на казахстанском рынке.
В вопросе о разрешении ситуации на рынке ГСМ в РК у экспертов также неутешительные прогнозы. «Мы весьма далеки от полного решения проблемы дефицита бензина на казахстанском рынке», – говорит Ерлан Хасенбеков. Сейчас, по словам директора АИРИ, могут быть достигнуты только некие промежуточные меры для снижения напряженности – срочно завезены дополнительные партии, кратковременно увеличено производство бензина и так далее. Это, как рассказал эксперт, лишь экстренные меры, которые не способны в корне изменить ситуацию. «Как неоднократно говорилось, избавить Казахстан от дефицита бензина способно только свое производство – из своей нефти на своих заводах. Будет ли это достигнуто или нет, сейчас никто определенно говорить не берется», – отметил г-н Хасенбеков.
Аналитики «Асыл Инвест» также считают, что ситуация с дефицитом будет сохраняться до тех пор, пока не будет завершена модернизация отечественных НПЗ. В частности, Павлодарского завода, который сегодня рассчитан на российскую нефть. «Кроме того, важно навести порядок на оптовом рынке, который является главным двигателем как объемов, так и, соответственно, цен», – подчеркнул Айвар Байкенов.