USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.25$
-0.090
BTC
98833.10$
+789.200

Предпринимаемые меры не способны в корне изменить ситуацию на рынке ГСМ

Очередное повышение цен на ГСМ в Казахстане неизбежно

Share
Share
Share
Tweet
Share
Предпринимаемые меры не способны в корне изменить ситуацию на рынке ГСМ- Kapital.kz

Очередное повышение цен на ГСМ в Казахстане неизбежно. Такого мнения придерживаются в Агентстве по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). И это несмотря на то, что повышение цены на самую ходовую марку бензина АИ-92 в РК произошло не так давно.

Ерлан Хасенбеков, директор АИРИ, считает, что 21 августа просто случился компромисс между повышением цены до уровня, удовлетворяющего оптовых и розничных продавцов, и потребностью оператора в покрытии расходов. Вообще, по словам эксперта, удорожание топлива будет сопровождать нас еще долгие годы. «Мы полагаем, что очередное повышение цен на бензин состоится до конца года. Впрочем, оно может произойти и гораздо раньше, если нынешняя ситуация с дефицитом топлива не найдет своего решения», – сообщил Ерлан Хасенбеков.

Аналитики АО «Асыл Инвест» также не исключают развития сценария, который предусматривает дальнейшее повышение цен на бензин в Казахстане. Как отметил Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», если учитывать комментарии розничных продавцов, то реализация бензина по текущим ценам (даже с учетом недавнего повышения) во многом затруднительна ввиду отсутствия регулирования оптового рынка. «Вполне возможно, что в конце года или начале следующего мы станем свидетелями очередного роста цен на бензин», – предположил он.

Ранее некоторые эксперты заявляли, что дефицит бензина АИ-92 носит в большей степени искусственный характер. Описывая ситуацию на рынке, эксперты рассказывали, что казахстанский рынок бензина на уровне оптовой торговли не регулируется, тогда как над розничными ценами правительство осуществляет мониторинг и контроль. Крупные торговцы в целом не имеют ограничений и потому могут без труда осуществлять манипулирование рынком. Об этом уже не раз заявляли и розничные продавцы. Однако и они сами участвуют в создании дефицита. Эксперты предполагают, что, ожидая увеличения предельной стоимости бензина, продавцы ограничивали объемы реализации. Тем не менее после повышения цен на АИ-92 до 128 тенге за литр бензин на заправках не появился и дефицит продолжает сохраняться.

Усугубляет ситуацию в Казахстане увеличение цен на ГСМ и на российском рынке. Так, в середине августа текущего года цены на автомобильный бензин АИ-92 и АИ-95 на АЗС России за неделю выросли на 12 и 10 копеек – до 31,88 рубля и 34,66 рубля за литр соответственно. Дело в том, что дефицит бензина в нашей республике покрывается за счет поставок из России. Казахстану, как рассказал г-н Хасенбеков, для обеспечения социальной безопасности придется покупать его по ценам, которые будут складываться исходя из текущей конъюнктуры. А это означает только одно – чем дороже операторы покупают бензин, тем дороже будут продавать потребителям. «Естественно, Казахстан может высказывать России какие-то пожелания по ценам, вести обсуждение, выражать озабоченность и так далее, но это мало что изменит», – рассказал аналитик.

Более того, по словам российских экспертов, которые уже не раз говорили об этом, цены на ГСМ в 2014 году в РФ будут увеличиваться. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждал, что в 2014 году Россию ожидает повышение стоимости топлива на внутреннем рынке. Глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов также озвучивал прогноз по увеличение стоимости ГСМ в России в текущем году. Таким образом, мы можем предполагать, что цены на топливо в России еще будут увеличиваться. Соответственно, это может отразиться и на казахстанском рынке.

В вопросе о разрешении ситуации на рынке ГСМ в РК у экспертов также неутешительные прогнозы. «Мы весьма далеки от полного решения проблемы дефицита бензина на казахстанском рынке», – говорит Ерлан Хасенбеков. Сейчас, по словам директора АИРИ, могут быть достигнуты только некие промежуточные меры для снижения напряженности – срочно завезены дополнительные партии, кратковременно увеличено производство бензина и так далее. Это, как рассказал эксперт, лишь экстренные меры, которые не способны в корне изменить ситуацию. «Как неоднократно говорилось, избавить Казахстан от дефицита бензина способно только свое производство – из своей нефти на своих заводах. Будет ли это достигнуто или нет, сейчас никто определенно говорить не берется», – отметил г-н Хасенбеков.

Аналитики «Асыл Инвест» также считают, что ситуация с дефицитом будет сохраняться до тех пор, пока не будет завершена модернизация отечественных НПЗ. В частности, Павлодарского завода, который сегодня рассчитан на российскую нефть. «Кроме того, важно навести порядок на оптовом рынке, который является главным двигателем как объемов, так и, соответственно, цен», – подчеркнул Айвар Байкенов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.