USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.71$
+0.140
BTC
103745.00$
-2242.000

Рынок онлайн-страхования ограничен законодательством

На российском рынке страхования начинает набирать популярность онлайн-страхование

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рынок онлайн-страхования ограничен законодательством- Kapital.kz

На российском рынке страхования начинает набирать популярность онлайн-страхование, когда приобрести страховой полис можно по интернету в электронном виде. По данным исследования, проведенного аналитическим центром «Альфа Страхование» и институтом маркетинговых исследований «ГФК-Русь», интерес к онлайн-страхованию в России в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом на 4%. Так, доля потенциальных покупателей полисов по интернету в ноябре 2013 года составила 71%.

При этом, комментируя ситуацию текущего года, директор департамента маркетинговых коммуникаций ОАО «АльфаСтрахование» Светлана Бери указывает, что с января по апрель 2014 года компания увеличила сборы по онлайн-продажам более чем в 2 раза, рост составил 111%. По словам эксперта, 97% продаж пришлось на страхование выезжающих за границу (рост 94% за 4 месяца) и КАСКО.

Однако в Казахстане онлайн-страхование сводится к заказу полиса на сайте страховой компании. «Вы оставляете свою заявку, вам перезванивает оператор, уточняет детали, оформляет полис и организует доставку в нужное вам место. При этом оплата таких полисов в 99% случаев осуществляется наличными деньгами», – поясняет Руслан Погорелов, управляющий директор СК «Сентрас Иншуранс». При этом эксперт указывает, что, несмотря на удобство этой формы страхования, оно не является онлайн-страхованием в классическом виде. «Как должно работать реальное онлайн-страхование? Все просто: страховые полисы должны быть в электронном виде и доставляться клиенту по электронной почте, а их оплата должна осуществляться там же на сайте безналичным путем. Заказали полис, оплатили карточкой и через секунду получили готовый полис на свою почту», – отмечает управляющий директор СК «Сентрас Иншуранс». Клиенту в этом случае не придется тратить время на ожидание доставки, а страховой компании содержать штат курьеров, операторов, организовывать работу с наличными деньгами и т.д. «Все это может удешевить стоимость страховки минимум на 5-10%», – считает Руслан Погорелов.

Эксперты поясняют, что возможность использования электронных полисов законодательством РК не урегулирована. «Согласно нормам статьи 825 Гражданского кодекса РК, договор страхования заключается в письменной форме путем: составления сторонами договора страхования и присоединения страхователя к правилам страхования, разработанным страховщиком в одностороннем порядке и выдачи страховщиком страхователю страхового полиса. При этом, согласно пункта 3 данной статьи, несоблюдение письменной формы договора страхования влечет его недействительность», – рассказывает Елена Брыскова, начальник юридического управления страховой компании «НСК».

Специалисты уверены, что отсутствие регулирования онлайн-страхования нормативными документами значительно ограничивает развитие этого канала дистрибуции. «Таким образом, пока что не обойтись без очной встречи клиента и представителя страховой компании, хотя, по большому счету, она не нужна», – считает Алексей Мохнаткин, управляющий директор, член правления СК «Лондон-Алматы». «Мы пытались инициировать изменение законодательства таким образом, чтобы клиенту не требовалось ставить свою подпись «вживую», а достаточно было бы электронной цифровой подписи. Пока нам не удалось существенно продвинуться в этом вопросе, но, я полагаю, что это лишь вопрос времени. Сейчас наблюдается бурное развитие продаж товаров и услуг через интернет практически во всех сферах, страхование не будет исключением», – уверен г-н Мохнаткин.

Несмотря на такие ограничения, многие казахстанские страховые компании уже запустили интернет-магазины для продажи своих услуг. «В настоящее время практически все страховые компании, имеющие виртуальный офис, дают клиентам возможность заказать страховой полис или звонок менеджера», – поясняют в АО СК «Альянс Полис». Здесь рассказывают, что в отрасли общего страхования это касается в основном обязательного страхования ответственности автовладельца и туристических полисов. «Кроме того, на рынке работает около 10 компаний, которые предоставляют клиентам возможность просчитать и заказать полисы по нескольким видам страхования. Набор услуг тоже довольно универсален: страхование автомобиля, страхование имущества и ответственности перед соседями. Некоторые компании предлагают страхование от несчастных случаев и медицинское страхование», – отмечают специалисты АО СК «Альянс Полис».

Преимущественно такие услуги предусмотрены для физических лиц, поскольку корпоративные клиенты требуют индивидуального подхода в наборе услуг и тарификации. Оплата за полис производится сразу же в интернет-магазине с помощью банковской карточки, либо позже наличными курьеру при доставке.

Причем онлайн-страхование обладает рядом преимуществ. «Во-первых, это бесплатная доставка в любую точку города, то есть клиенту нет необходимости ехать в офис страховой компании, во-вторых, на сайте можно более вдумчиво разобраться со всеми условиями страхования и подобрать оптимальную цену страховки», – поясняет управляющий директор СК «Сентрас Иншуранс».

Кроме того, покупать полисы через интернет, как правило, выгоднее, чем в традиционных офисах продаж. «Дело в том, что при продаже через интернет страховая компания несет меньше расходов на привлечение клиента, поэтому некоторые компании предлагают скидки при онлайн-продажах», – отмечает руководитель СК «Лондон-Алматы».

Эксперты страхового рынка не сомневаются в потенциале этого направления. «Направление продаж через интернет, безусловно, обладает высоким потенциалом. Его доля в общем портфеле будет непрерывно расти по мере развития инфраструктуры и подключения все большего числа людей к интернету. Существенными катализаторами роста могут выступить снятие законодательных ограничений на использование электронной подписи при покупке полисов и отмена требования относительного того, чтобы полис обязательно был в бумажном виде», – уверен Алексей Мохнаткин.

Чаще всего на сайтах страховых компаний покупают автострахование и полисы страхования туристов, чуть меньше страхование имущества и медицинские полисы. «За весь прошлый год – первый неполный год работы сайта – объем продаж составил чуть более 20 млн тенге, за первое полугодие этого года мы более чем утроили данный показатель», – отмечает управляющий директор СК «Сентрас Иншуранс». Эксперт уверен, что за этим каналом продаж будущее: «…через 3-5 лет существенная часть продаж страховок для физлиц будет осуществляться именно через интернет. А если еще на законодательном уровне будут разрешены полисы в электронном виде, такой канал продаж очень скоро станет доминирующим», – считает Руслан Погорелов.

При этом руководитель юридического управления страховой компании НСК обращает внимание, что наряду с изменением законодательства необходимо и внедрить стандартную форму электронных полисов. «Самим страховым компаниям придется проделать большую работу по совершенствованию своей IT-инфраструктуры до уровня, позволяющего обрабатывать электронные страховые договоры, исключая мошенничество», – отмечает Елена Брыскова.

В АО «СК «Альянс Полис» также отмечают, что заявки с сайта приходят практически ежедневно, причем в последний год они активно идут из всех регионов Казахстана. «Основываясь на тенденциях развития интернета, мы можем предположить, что в ближайшие 5 лет около трети всех полисов частных клиентов будет заказываться через интернет. Это удобно и выгодно для клиента. А в случае внесения изменений в законодательство по вопросу электронной подписи многие страховые компании смогут смело назвать этот канал продаж основным в розничном сегменте», – резюмируют эксперты АО «СК «Альянс Полис».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.