Как выяснилось, в 2014 году техосмотр не прошли 193 тыс. автомобилей, что на 4 с лишним процента больше, чем в 2013 году. В министерстве транспорта и коммуникаций считают эту ситуацию обнадеживающей. Но на самом ли деле техосмотр стал жестче?
В комментариях корреспонденту Tengrinews.kz руководитель управления Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Дидар Ракишев отметил, что в 2014 году обязательный техосмотр не смогли пройти более 193,5 тыс. авто.
По данным министерства, в сравнении с первой половиной 2013 года эта цифра возросла. Так, в прошлом году не прошедших техосмотр авто было около 11%, в этом – более 15%. Собеседник отмечает, что такая разница, возможно, связана с более серьезным контролем, а также с увеличением автомобилей, проходящих технический осмотр (ТО).
Между тем всего в республике в текущем году ТО прошли порядка 1,13 млн авто. По последним данным, сейчас в республике около 4 млн автомобилей. Однако около 30% из них – транспортные средства, которые не эксплуатируются и могут быть просто не сняты с учета. На данный момент в Казахстане существует 412 центров ТО, на которых функционируют 800 линий контроля. Охвачено 43 города и 79 административных районов. «Этого количества достаточно. Наплыва нигде нет, а некоторые центры даже закрываются из-за отсутствия клиентов. Вначале много открылось, а сейчас ситуация стабилизировалась», – уточнил г-н Ракишев.
В сфере казахстанского техосмотра остается проблема подделок бланков свидетельства о прохождении контроля. Так, за различные нарушения в течение первых трех месяцев 2014 года был исключен из реестра один центр ТО, 14 владельцев станций были привлечены к административной ответственности.
Напомним, с 20 октября в Казахстане вступят в силу некоторые пункты Закона о дорожном движении. Согласно им, владельцы новых авто смогут забыть о техосмотре на четыре года. Также бумажные бланки свидетельств о прохождении техосмотра будут заменены на электронную систему.
Страсти вокруг ТО
В Казахстане уже много лет ведется активная борьба с ТО. Сторонники отмены ТО ссылались на то, что он не дает никакой реальной гарантии качества технического состояния автомобиля. Противники отмены ТО - на то, что он дает реальные гарантии качества технического состояния автомобиля.
Так, в феврале 2012 года депутат мажилиса Виктор Рогалев выступил с заявлением об отмене техосмотра для физических лиц, после того как со стороны владельцев авто стали поступать жалобы о том, что очереди в станциях техосмотра огромные, и это не дает возможность проходить его своевременно. Со своей стороны власти, несмотря на давление общественности, продолжают упорствовать на необходимости ТО.
Напомним, с 1 января 2013 года ТО передали из ведения дорожной полиции в ведение частных структур. При этом власти обещали создать единую информационную базу, которая будет объединять все центры техосмотра.
Частников пустили, но прохождение ТО не стало более качественным. Между тем сохранение ТО – это психологический фактор. Многим кажется, что благодаря осмотру можно убрать с дорог технически неисправные автомобили и, тем самым, сделать дороги безопаснее.
На самом же деле передача функции ТО от государства частникам лишь перенаправила денежные потоки.
Отметим, что согласно поправкам в Закон о дорожном движении, владельцы новых автомобилей на 4 года освобождаются от ТО. Понятно, что эта норма как бы стимулирует казахстанцев приобретать новые автомобили. А новые автомобили и есть еще один фактор роста безопасности дорожного движения.
Изменения в закон можно перечислять и дальше. Так, Законом предусмотрена отмена бумажных бланков о прохождении техосмотра, а факт его прохождения будет осуществляться путем запроса сведений в единую информационную систему обязательного ТО механических транспортных средств и прицепов к ним.
Кроме того, изменения коснулись и перечня документов, необходимых для прохождения техосмотра. Согласно новым правилам, отныне для прохождения технического осмотра не требуется документ об уплате транспортного налога: оператору нужно предъявить лишь транспортное средство и свидетельство о его государственной регистрации (технический паспорт авто).
Следует отметить, что в новом законе также установлена ответственность операторов за ненадлежащее проведение техосмотра, повлекшее ДТП.
Нынешний ТО – это в большей мере платное право ездить по казахстанским дорогам, а не реальная мера по снижению аварийности на них.