Презентованный недавно сайт kaspi.kz, по сути, является аналогом существующих платежных систем с сопутствующим набором услуг. Однако он имеет одно несравненное преимущество – отсутствие комиссии. Потребителям налицо выгода, а вот что же будет с терминальным бизнесом в традиционном его понимании, мы решили узнать у самих игроков рынка.
Не секрет, что Kaspibank инвестирует значительные ресурсы в создание своей платежной сети. В самом банке деловому еженедельнику «Капитал.kz» не смогли озвучить размер инвестиций, но сообщили, что располагают сетью в 3 тыс. терминалов и имеют более 200 партнеров по всей стране, чьи платежи принимаются через эти аппараты и интернет.
Конечно, в сравнении с конкурентами количество аппаратов несоразмерно меньше. К примеру, только ТОО «Astana-Plat» с торговой маркой «Касса24» располагает сетью терминалов размером в 12 тыс. аппаратов. Не меньше их и у других основных игроков – ТОО «ОСМП» (известной под маркой Qiwi) и ТОО «Киберплат Казахстан». Однако все они взимают комиссию с потребителей. В среднем речь идет о суммах от 5 до 15% от размера транзакции, что очень много при наличии на рынке игроков с нулевой комиссией.
В Kaspibank не отрицают, что перед выходом на рынок платежных систем и терминалов изучали его, и сделали для себя основные выводы – для простых потребителей это дорого, неудобно и сложно. «По нашим оценкам, около 45 млрд тенге комиссий в год платят казахстанцы при совершении своих платежей»,– подчеркивают в фининституте.
Были и случаи, когда терминалы банка подвергались разграблению и порче. Однако в самом банке убеждены, что они развиваются в правильном направлении и подобные действия являются лишь наглядным подтверждением этому факту.
Впрочем, какова бы ни была реакция конкурентов или просто злоумышленников, это не снимает с повестки вопрос о финансовой рентабельности такого маркетингового шага со стороны Kaspibank.
Как пояснили в фининституте, бизнес-модель платежных систем в Казахстане устроена таким образом, что денежный поток формируют не только простые потребители их услуг, но и провайдеры, то есть те, чьи услуги оплачиваются через эти системы. В терминалах Kaspiосновная выручка формируется за счет партнеров банка, чьи платежи он обрабатывает.
«Мы также работаем в области безналичных платежей с международной платежной системой Visa и другими банками. В совокупности этого дохода (от партнеров) нам достаточно, чтобы продолжать активно развивать данный сервис для казахстанцев. Для нас важна не прибыль, хотя проект полностью окупаем. Мы хотим изменить поведение пользователя, продемонстрировать ему улучшенные клиентские сервисы, а также расширить партнерскую сеть», – поясняют в Kaspibank.
В настоящий момент в kaspi.kzзарегистрировано 522 тыс. клиентов, при этом, как уточняют в самом банке, средний размер одной транзакции, включая коммунальные платежи, составляет 12 тыс. тенге.
Другими словами, если взять во внимание данные банка, нетрудно подсчитать, что только в июне текущего года через платежную систему банка прошло порядка 60 млрд тенге. Для сравнения, как уже отмечали в банке, ежегодно казахстанцы уплачивают комиссию в размере 45 млрд тенге.
Что касается перспективы, то в ближайшие 5 лет терминалы еще будут востребованы – достаточно посмотреть на российский рынок, прогнозируют в Kaspibank. Но, конечно, все больше платежей будет переходить в безналичные и интернет.
Запросы Kapital.kz в ТОО «ОСМП» и ТОО «Astana-Plat» были получены, но так и остались без ответа. В ТОО «Киберплат Казахстан» и ТОО «Национальная платежная система» наши вопросы комментировать отказались.