Сегодня бронирование по интернету стало обычным делом. Через интернет бронируется 2/3 поездок во всем мире, 24% через агентства путешествий, остальные – через отели, перевозчиков. Об этом в ходе первого гостиничного форума рассказал Рольф Фрайтаг, основатель консалтинговой компании «IPKInternational».
Доля интернет-путешествий продолжает расти. Однако интернет-бронирование никогда не достигнет 100%, а будет находиться на уровне 70-75%. Агентства путешествий всегда будут иметь свою долю бизнеса в размере 20-25%, так как группы с высоким уровнем дохода обычно планируют путешествия через них.
Открывая гостиничный форум, аким Алматы Ахметжан Есимов отметил, что гостиничный бизнес и туризм тесно взаимосвязаны. Единственная отрасль, дающая рост во время кризиса, – это туризм. Его доля в некоторых странах достигает 10%, а в Казахстане всего лишь 0,5%. И это при том, что Алматы дает пятую часть валового продукта страны. За последние 10 лет количество гостиниц в Алматы выросло в три раза, а объем оказанных гостиничных услуг города составил 14,5 млрд тенге. Но большая часть из них – 53% не имеют никакой категории. Пятизвездочные отели занимают только 6% от общего объема. В гостиницах города на длительный период останавливаются всего лишь 14% гостей, а большая часть – 86% – до трех дней. Соответственно средняя заполняемость составляет 27% – это очень мало для туристского центра.
Учитывая, что категория является главным качественным параметром, влияющим на престиж, формирование клиентуры, стоимость, необходимо привести в соответствие критериям обслуживания эти гостиничные предприятия. Но следует отметить, что за последние годы сервис в гостиницах Алматы улучшился, благодаря присутствию на рынке гостиничного бизнеса международных отельных сетей.
По словам Рольфа Фрайтага, самые лучшие показатели по бронированию – 60%, демонстрируют четырех и пятизвездочные отели, также недорогие – двух, трехзвездочные. Остальные 40%, совершенно новый сегмент – это гостевые и загородные дома в аренду. Их доля растет двойными темпами – бронирование составляет около 10 млн ночей. Данный рынок может представлять интерес для Казахстана.
В прошлом году в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке наблюдалось увеличение потока туристов на 8%, на Ближнем Востоке – на 12%, в Латинской Америке – на 5%, Северная Америка и Европа, несмотря на экономические проблемы, дали также положительный рост. Однако в плане поездок лидируют Германия, США, Великобритания, Китай и Россия. Самые распространенные направления в мире – США, Испания, Китай, Германия, Франция и Италия. Люди путешествуют по разным причинам – 65% едут в отпуск, 27% – в командировки, 8% – посещают друзей, родственников или по частным делам. Драйвером отпусков по-прежнему является пляжный отдых. С этой точки зрения можно развивать несколько регионов Казахстана – Каспийский, озеро Боровое, Алаколь, Балхаш и другие.
Маленький внутренний рынок – это проблема для промышленности, но не для туризма. Казахстану есть что предложить мировому сообществу. Сейчас люди интересуются не только памятниками, отмечается 30%-ный рост на активный отдых. К примеру, в Боровом ежегодно происходит увеличение гостиниц на 70%, сферы общепита на 63%. Это результат того, что государство профинансировало строительство дороги. Для Алматы перспективным является горный туризм, также нужно развивать ивент-туризм – подчеркнул вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев.
Проведение отпусков и праздников в Алматы – сектор, который может стать существенным, поскольку за последние 4 года он вырос почти на 50%. На сегодняшний день командировочный рынок имеет 2 сегмента – традиционный, доля которого снижается, и MICE-туризм (конференции, выставки, семинары), составляющий более половины от всех международных бизнес-поездок. Основные страны, генерирующие прибытие туристов в Казахстан по MICE-туризму, – Европа, Россия, Китай.
Алматы в будущем будет центральным пунктом туризма в сегменте MICE, по крайней мере в Центральной Азии, и в определенной степени в Евразии. Инициативные поездки – выставки, конгрессы, конференции – резко увеличились. Это является эффектом кризиса. Если посмотреть на тенденции будущего – 2020-2025 годы, то с экономической точки зрения мировой туризм будет расти. Из-за финансового кризиса в развивающихся странах увеличение будет ограниченным и сдержанным, в развитых странах будет оставаться высоким и стабильным, считает Рольф Фрайтаг.
Поскольку рейтинги и цены имеют очень мощное воздействие на выбор отеля, системы бронирования работают так, что устраняют гостиницы с низкими показателями. И если Казахстан хочет создать цивилизованный гостиничный рынок, то бурного строительства гостиниц и прихода международных отельных сетей недостаточно. Необходимо развитие транспортной и социальной инфраструктуры, улучшение и повышение качества услуг, привлечение опытных специалистов из-за рубежа, отслеживание мировых тенденций гостиничного бизнеса.