USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96483.90$
-595.600

Торговые сети могут опутать экономику Казахстана

Ключевым звеном между производителем и покупателем, разумеется, является посредник.

Share
Share
Share
Tweet
Share
Торговые сети могут опутать экономику Казахстана- Kapital.kz

Ключевым звеном между производителем и покупателем, разумеется, является посредник. И от того, каким будет этот посредник, зависит в конечном счете положение компаний и потребителей.

В Казахстане сложилась своеобразная модель розничной торговли, в которой традиционно большое место занимают рынки и базары (половина торговых площадей), магазины шаговой доступности (почти четверть) и ритейлерские сети. Последние представлены всего несколькими серьезными игроками – это «Рамстор Казахстан», Magnum C&C, Green Mart, «Скиф Трейд» с торговой маркой Small и Metro C&C. На прошедшем недавно саммите лидеров отрасли ритейла красной линией звучала идея о необходимости развивать крупные торговые сети. Директор «Центра развития торговой политики» Руслан Султанов даже заявил о необходимости господдержки в развитии собственных сетей, поскольку иностранные игроки очень осторожно относятся к рынку Казахстана. И их, кстати, можно понять. Когда на ваших глазах проект за проектом проваливается, невозможно не обратить на это внимание. За последние годы на рынок выходили и исчезали российские «Пятерочка» и «Вестер», казахстанские «Аймар», Gross. Так и не удалось развить масштабную сеть отечественным магазинам «Арзан» и SM-market. К слову, нужно отметить, что до сих пор нет серьезного исследования, которое бы объяснило причину их неудачи.

Однако, несмотря на объективные проблемы, вновь и вновь ставится вопрос о том, что нужно развивать сетевой ритейл. С чем связано это желание? Обычно приводятся несколько аргументов, среди которых необходимость развивать цивилизованную торговлю, обеспечить уплату налогов, покончить с серым рынком и контрафактом и так далее. Но одним из наиболее важных доказательств является то, что развитие сетей будет стимулировать производителя. И вот это наиболее интересный аргумент.

В первую очередь возникает вопрос: какого производителя будет поддерживать крупный ритейл? Если учесть специфику работы сетей, для которых важны системные крупные поставки, то речь, скорее всего, идет о крупных компаниях. Много ли в Казахстане таких игроков, которые подходят к этим требованиям? Сейчас в основном представлена зарубежная продукция. Причем, если взять казахстанско-германскую сеть Interfood, можно увидеть большое количество немецких товаров, поскольку сеть продвигает «своего» производителя. В свое время перед выходом Metro представитель сети «Арзан» Берик Тапишев предупреждал, что приход иностранных игроков повлечет продвижение товаров стран, которые они представляют. Однако опасения г-на Тапишева оказались справедливы и в отношении казахстанских сетей.

Можно видеть, что наибольшую проблему перспектива развития крупных ритейлеров представляет для малого и среднего бизнеса, для которых «магазин у дома» – наиболее оптимальный вариант для поставок. Вице-президент Союза пищевых производителей Казахстана Айжан Наурзгалиева в интервью «Капитал.kz» скептически отнеслась к возможности замещения мелких магазинов крупными сетями. «При выборе «своего» супермаркета потребители, как правило, ориентируются не только и не столько на ценовой фактор, сколько на близость к дому или к месту работы. Поэтому на услуги «магазинов у дома» спрос будет всегда. Так что пока магазины у дома живы, наши производители имеют хоть какую-то альтернативу», – сказала она.

Наиболее просто магазинам у дома в регионах, где сети фактически не представлены, зато в Алматы предпринимателям не так просто конкурировать. Мы попросили комментарий у предпринимательницы Риммы, которая держит небольшой магазин «Светлана». Она отметила, что конкурировать с супермаркетами непросто. «Самое большое преимущество больших сетей – это более низкие цены на товары. На ассортимент в нашем магазине мы набавляем 20%, тогда как крупные магазины выигрывают эти проценты на бонусах, которые им предоставляют производители. Они ведь делают огромные закупы. Скажем, если мы покупаем на неделю печенье на сумму в 10-15 тыс. тенге, то они берут от 150 тыс. Они за один раз делают покупки на миллионы и благодаря бонусам могут снижать цену», – говорит она. Наша собеседница отметила, что для более или менее нормальной работы магазина нужна дистанция от супермаркета в один-два квартала, а иначе магазинчикам просто не выжить.

Если не будет магазинов шаговой доступности, трудно придется и мелким производителям – кондитерам, колбасным цехам, производителям полуфабрикатов и так далее. Ведь они не могут удовлетворять требованиям крупных сетей. Конечно, сейчас в Казахстане ситуация не так критична, как во многих российских городах, где мелких магазинов шаговой доступности почти нет. Более того, в начале года в России шла настоящая война между ритейлерами и антимонопольными службами. Сети обвинялись в обладании так называемой «рыночной властью» – абстрактным ресурсом, которым обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите. Налицо ситуация, когда группы крупных сетей действуют по логике монополиста, диктуя рынку свои условия по ценам, ассортименту, условиям доставки, срокам оплаты и так далее. Это более чем интересный для Казахстана опыт, поскольку он позволяет учиться на чужих ошибках, а не на своих.

И пока ситуация не обстоит иначе, всем игрокам рынка, а также государственным органам нужно определить тот баланс интересов, который позволит всем развиваться эффективно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.