Социальный предприниматель должен быть эмоционально привязан к своему делу. Так считает Мехти Ализаде, региональный представитель благотворительного фонда «Reach for change».
Алия Архарова, одна из победительниц конкурса, проводимого этим фондом, покорила жюри идеей совместного обучения здоровых детей и аутистов. «Я сама мама ребенка с аутизмом, который достиг определенных успехов. Я уверена, что разработанный мной подход может быть успешно реализован во всех школах Казахстана, чего и планирую достичь», – говорит она. Интересно, что вопрос финансовой выгоды отошел здесь на второй план. На данный момент Алия Архарова намерена сделать свой проект устойчивым. С этой целью она выступала в парламенте, и, возможно, скоро в РК появятся такие понятия: «инклюзивное образование» и «тьютор» (человек, который составляет индивидуальные образовательные программы). Отметим, что у Алии Архаровой для реализации данных целей есть три года – в течение этого срока фонд «Reach for change» оказывает денежную поддержку лауреатам. Эта сумма, как говорит Мехти Ализаде, равна «зарплате менеджера среднего звена в коммерческом секторе».
Но цель «Reachforchange» – создавать социально полезные бизнесы, чья работа будет идти на помощь детям. Как правило, это МСБ, а затея г-жи Архаровой, пожалуй, одна из самых масштабных – другие проекты не подразумевают слушаний в мажилисе.
Например, бизнес Алеси Нугаевой, еще одного победителя конкурса, устроен довольно просто. «Моя идея позволяет изменить отношение к окружающей среде и с потребительского уровня перейти на уровень созидателя», – говорит г-жа Нугаева. Ее замысел заключается в том, что мусор можно использовать для творчества и пользы. «Мы показываем детям, что из выброшенной бутылки можно сделать какую-нибудь подделку. В отслужившую шину можно посадить растение. Дети видят, что окружающие их вещи можно использовать с пользой, при этом улучшая экологические показатели», – говорит социальный предприниматель. Также дети участвуют в обустройстве дворов – реставрируют детские площадки. Вот как выглядит весь процесс. «Мы украсили один двор, соседи увидели плоды наших трудов, захотели того же. Наши условия заключаются в том, что жители домов – вместе с нами и их детьми – участвуют в этом процессе. Если жители сами будут участниками, то и ценить свое детище они будут с большим рвением. Такая детская площадка простоит гораздо дольше. Почему они платят нам? Потому что альтернативный вариант обустройства обойдется где-то в 2 млн тенге. Мы же организуем процесс, привлекаем и наставляем детей, и при этом берем гораздо меньшую сумму – 200 тыс. тенге», – объясняет г-жа Нугаева. Она подчеркивает, что на данный момент граждане не вполне понимают сильные стороны этого дела – их, по ее словам, смущает то, что они сами должны принимать участие в обустройстве, к тому же еще и платить. Однако победители конкурса, помимо финансирования, получат консультативную поддержку от топ-менеджеров Tele2 (компания является единственным в Казахстане представителем группы Kinnevik, которая и создала БФ «Reachforchange»). Сегодня победителей наставляют коммерческий директор, директор по правовым вопросам, директор по маркетингу, а также директор по PR Tele2. По задумке, совместные усилия сторон должны поставить бизнес на ноги в течение трех лет.
Третий победитель конкурса, Турганжан Касымов, имеет все шансы сделать устойчивый бизнес за более короткий срок: его идея не требует ни соучастия, ни парламентариев, ни простых граждан. Г-на Касымова, по его словам, подтолкнуло стать социальным предпринимателем отсутствие необходимых повседневных условий для его семьи, а именно – откидных пандусов для матерей с колясками. Чтобы пандусы были полезны и в то же время не мешали остальным жильцам, бизнесмен сделал ставку на мобильные пандусы. «Стационарные площадки перекроют лестничные пролеты», – считает он. Отметим, что рампа принесет пользу не только матерям с колясками, но и инвалидам.
Подчеркнем, что не только победители конкурса работают для детей, но и дети внесли свою лепту в реализацию бизнес-проектов. По словам Мехти Ализаде, они принимали участие в работе жюри, помогая взрослым волонтерам.
Сам конкурс проходит следующим образом. Необходимо подать заявку, указать цель, с которой будет создан бизнес, идею, и объяснить, почему и как задумка будет работать. При этом он добавил, что их организация настаивает на личном общении с заявителями, а также вступает с ними в переписку. Личное общение необходимо для того, чтобы лучше понять идею: есть те, кто, по словам г-на Ализаде, не могут ясно излагать идеи на бумаге, но, тем не менее, способны на создание хорошего и полезного бизнеса.
Благотворительный
фонд «Reach for change» был создан в Швеции компаниями, которые входят в группу
Kinnevik. Фонд действует в 30 странах мира. В том числе – с прошлого года – в
Казахстане. В РК программа фонда нацелена на развитие бизнеса, который может
помочь детям. Для того чтобы бизнес получил поддержку от фонда, необходимо
выиграть конкурс. Заявители должны указать цель, которой будет служить бизнес,
идею, и объяснить, почему и как их задумка будет работать