USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97111.20$
+31.700

Шаткая основа Таможенного союза

Чем сильнее интеграционные процессы, тем очевиднее факт – чужих проблем больше не будет

Share
Share
Share
Tweet
Share
Шаткая основа Таможенного союза- Kapital.kz

Чем сильнее интеграционные процессы, тем очевиднее факт – чужих проблем больше не будет. Проблемы в экономике одной страны коснутся и всех остальных, поэтому в интересах казахстанской экономики общая динамика развития. Во время лекции в МГУ президент Нурсултан Назарбаев отметил, что основу евразийской экономики должен составить малый и средний бизнес. И вот здесь выявляется одна из главных проблема будущего союза – сектор МСБ не только слабо развит во всех трех странах, он развит неодинаково.

Если брать в качестве примера развитые страны, то там доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 60% для Евросоюза и 44% для США. Что же до наших стран, то здесь картина совсем иная. По данным директора департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустама Акбердина, в Беларуси МСБ дает 22% ВВП, в России – 20%, а в Казахстане – 19%.

Однако и с существующими показателями не все так просто. Например, странно, что наибольший показатель развития МСБ в Беларуси, где в основе лежат не рыночные процессы, а государственная экономика. По факту порядка 80% экспорта малых и средних предприятий этой страны приходится на четыре товарные позиции – нефтепродукты, калийные удобрения, растворители и смазочные материалы. Правительство Беларуси заявило о необходимости довести вес МСБ до 50% ВВП к 2020 году. Причем предполагается ставку делать не на сферу услуг, а на производство товаров. Однако с учетом существующих реалий даже если компании и будут появляться, то они будут во многом субсидироваться государством, что фактически создает не конкурентоспособный, а искусственный рынок малого и среднего бизнеса. И с учетом этого предположения заявление замминистра экономики Беларуси Антона Кудасова звучит для партнеров по ТС не особо вдохновляюще. Он заявил, что «малый и средний бизнес может формировать, как и в Европе, большую часть ВВП, это большой резерв во взаимной торговле». Из данного заявления можно предположить, что белорусское правительство намерено развивать сектор МСБ за счет экспорта товара. Направления экспорта белорусских товаров известны – Россия и Казахстан. Но нужно понимать, что государственные дотации белорусских предпринимателей создадут благоприятные условия для производства неконкурентоспособных товаров.

Немало проблем и в России. Так, 2013 год был особо тяжелым для малого бизнеса. Высокие сборы и административное давление привели к тому, что тысячи бизнесменов были вынуждены либо свернуть свою деятельность, либо уйти в подполье. «Только за январь-февраль 2013 года от 208 до 300 тыс. ИП прекратили свою деятельность. От 4 до 11 тыс. предпринимателей из регионов уходят ежемесячно из бизнеса. А это региональные налоги и рабочие места», – передает слова сотрудника российского «Энерготрансбанка» журнал «РБК». Но если старые предприятия закрываются быстро, то новые появляются крайне редко. Одним из главных препятствий является поиск первоначального капитала; получить кредит достаточно сложно: в России существует высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Так, российские банки кредитуют бизнес в два раза меньше, чем за рубежом. Конечно, российское правительство старается стимулировать МСБ. С 2014 года работает закон, по которому 15% госзакупок должны осуществляться в секторе малого и среднего бизнеса. В принципе для первоначального стимулирования этот подход может сработать, однако вновь искусственная поддержка государством предприятий, в конечном счете, повлияет на качество продукции и на его конкурентоспособность.

Если же говорить о Казахстане, то и здесь немало проблем – это большая самостоятельность акиматов при бездействии республиканских органов, острая нехватка кадров, отсутствие у предпринимателей навыков по ведению бизнеса, сложные отношения с предприятиями-монополистами и бюрократия. Понимая это, государство пытается стимулировать развитие МСБ. Так, важным шагом можно считать недавнее решение о моратории на проверки частного бизнеса до 2015 года. Президент Назарбаев заявил среди прочего: «До 1 июня текущего года правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей должно провести полную ревизию соответствующего законодательства. Для удобства бизнеса в проекте Предпринимательского кодекса должны быть консолидированы все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Будет законодательно закреплен принцип регуляторного воздействия, принятого в странах ОЭСР, и в Казахстане будет введен новый институт бизнес-омбудсмена. Его основная задача – защита прав предпринимателей». Дадут ли принимаемые меры должный эффект – вопрос самый главный. У государства уже нет столько времени на эксперименты, как, например, в 90-е. Интеграция в рамках ТС и ЕЭС, вступление в текущем году в ВТО – все это не оставляет шансов для ошибок, поскольку теперь речь идет не о внутренней конкуренции, а о международной. И если сейчас МСБ не дадут возможность развиваться, то позже они так и не смогут выйти на рынок.

Действительно, развитие МСБ должно быть одним из приоритетов, однако здесь необходима взвешенная политика по формированию эффективных бизнесов, продукция которых не будет полностью зависеть от государственной помощи и будет способна работать при самой жесткой конкуренции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.