Разногласия, имеющиеся на пути создания Евразийского экономического союза (ЕЭС), преодолимы, уже проделана немалая работа по наиболее чувствительным вопросам, предусмотренным в переходные периоды. Об этом во вторник заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Минске, где состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
«Я за то, чтобы лошадей не гнать, но есть возможность уложиться в принятые сроки и снять все вопросы. Мы можем договориться», – цитирует Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА) президента Казахстана.
По итогам встречи президенты поручили завершить проработку всех нюансов договора в ближайшее время, чтобы к концу мая документ был представлен на подписание на саммите Высшего Евразийского экономического совета, который планируется провести в Астане.
Но в указанные сроки урегулировать разногласия, возможно, не удастся, считает политолог Талгат Мамырайымов, потому что в текущей ситуации у сторон есть разногласия по ряду факторов. Пока еще, по его словам, недостаточно проработана правовая база. Впрочем, директор ОФ «Real Politik» Серик Бельгибай напомнил, что и при подписании договора о создании ТС правовая база не была проработана безупречно, так что, уверен аналитик, этот фактор не должен быть помехой. «Я уверен, что документ будет подписан», – убежден политолог.
К тому же времени у соответствующих органов трех стран было достаточно. Так, экономист Петр Своик напомнил, что в июне прошлого года в Москве проходило одно из заседаний экспертного союза, где крайней датой создания ЕЭС был назван май текущего года. Однако за это время сторонам так и не удалось уладить разногласия – причем на самых разных уровнях. «Для того чтобы что-то основательное подписать в рамках этого союза, необходимо, чтобы был найден консенсус на всех уровнях. Все министерства и ведомства, внутри каждой страны (участницы будущего ЕЭС – ред.) должны выработать общую позицию по каждому пункту», – говорит г-н Своик. Но договор будет подписан, хотя возможны проволочки и задержки (в прошлом году рассчитывали подписать документ на две недели раньше теперь обозначенного срока), но это процесс неизбежный, считает экономист.
Напомним, одним из сложнейших вопросов при подготовке проекта соглашения были поставки нефти и нефтепродуктов. Беларусь настаивает на устранении всяких изъятий в этой отрасли: отмене квотирования поставок сырья и обязанности перечислять в бюджет России экспортные пошлины, полученные от экспорта нефтепродуктов за пределы ТС.
«На минувшей встрече главную скрипку, в смысле недовольства политикой РФ, играл президент Беларуси. Лукашенко настаивал на том, что подписание договора о создании ЕЭС невозможно, если не будут соблюдены экономические интересы стран-участниц», – говорит Талгат Мамырайымов.
Интересно, что сразу после обсуждаемой встречи председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко рассказал, что ограничения в торговле нефтью и нефтепродуктами между Россией, Беларусью и Казахстаном сохранятся до 2025 года.
«Подходы, которые заявляются в процессе переговоров, вызывают много вопросов. Новаторские предложения по срокам реализации договоренностей через 10 лет, то есть к 2025 году, по меньшей мере звучат странно. Если мы не готовы принимать меры сейчас, то это надо открыто признать», – цитирует президента Беларуси БЕЛТА.
Экономист Петр Своик также считает, что на данный момент остается много нерешенных вопросов. «Экономики трех стран подстраиваются друг к другу, проект ЕЭС еще оформлен начерно. Пока что смутно и неопределенно ставятся экономические задачи. Сегодня, как мне кажется, главная задача объединение таможенных границ. Следующая задача – увеличение взаимного товарооборота. Далее понадобится общая фискальная система. Все это будет готово не раньше 2025 года, действительно. Так что пока все на уровне проектов», – резюмирует экономист.