Министр культуры РК Мухтар Кул-Мухаммед во время своего выступления в Службе центральных коммуникаций сообщил о введении запрета на телесериалы корейского и турецкого производства. Нововведение коснулось государственных каналов.
Как отмечает режиссер Анар Жунусова, в поисках повышения рейтингов телеканалы сами находят дистрибьюторов, у которых покупают права на трансляцию. Рейтинги для коммерческих каналов жизненно важны, так как рекламодатели ориентируются именно на эти показатели. Государственные каналы, в свою очередь, функционируют за счет государственной поддержки. Получается так, что тратить бюджетные деньги на зарубежный контент является расточительством, считает г-жа Жунусова.
Так, г-н Кул-Мухаммед заявил на брифинге СЦК, что «…огромные государственные деньги уходят на инвестирование, можно сказать, турецко-корейских сериалов. Поэтому в этом году уже принято решение окончательно о приостановлении закупки корейских и турецких сериалов», сообщает информационный портал zakon.kz.
Анар Жунусова напомнила, что подобная практика дала результаты в той же Южной Корее. Несколько лет назад корейский министр культуры ввел запрет на иностранный контент. Его действия привели к развитию местного кино и телепроизводства. Более того, постоянный заказ на отечественный продукт будет держать в тонусе профессионалов отрасли. На данный момент, как отмечает г-жа Жунусова, казахстанские продакшн-студии работают с зарубежными компаниями на аутсорсинге из-за нехватки кадров. Это чаще всего специалисты из Украины.
По мнению продюсера Алии Мендыгожиной, инициатива министерства приведет к увеличению заказов на отечественный продукт. Вопрос в другом: будет ли казахстанский контент качественным? На данный момент качество и содержание оставляют желать лучшего. Вместе с тем с запретом на корейские и турецкие сериалы в страну могут хлынуть российские, хотя первые ближе к казахстанскому менталитету и традиционным ценностям, считает эксперт.
Следует тем не менее оставаться реалистами. Перемены не проявятся сразу в положительном аспекте. Процесс, который приведет нас к улучшению качества, займет не один год.
Помимо телевидения другим разрешенным источником иностранного контента является большое количество интернет-ресурсов. Нурлан Чукубаев, директор представительства онлайн-кинотеатра megogo.net в Казахстане, считает, что так или иначе будет происходить рост аудитории онлайн-кинотеатров. Так как в целом растет и общая аудитория в интернете, соответственно, растет спрос и на видеоконтент. «Если не будет корейского и турецкого контента, пользователи просто перейдут на просмотр другого видео, предложенного в онлайн-кинотеатрах», – отмечает спикер.
В целом, возможно, инициатива окажет поддержку всему кинопроизводству Казахстана, ведь многое зависит от качества фильмов и сериалов, от понимания студиями предпочтений зрителей, говорят эксперты. Но в большей мере, по всей видимости, инициатива призвана воодушевить компании и студии к производству отечественного качественного кинопродукта, так как спрос на него существует.
В текущем году бюджет, выделенный для отечественного кинопроизводства, составил 3,4 млрд тенге. По информации министра культуры, за год на «Казахфильме» снимается около 30 фильмов. Часть из них запускается в прокат в кинотеатрах, некоторые создаются для участия в кинофестивалях.
Г-н Кул-Мухаммед пообещал, что после проката снятые на «Казахфильме» картины будут передаваться негосударственным телеканалам для показа по телевидению. Это делается для того, чтобы возможность посмотреть отечественные фильмы была у жителей населенных пунктов, в которых нет кинотеатров.
Кроме того, министр культуры сообщил о том, что права на показ казахстанского сериала «Касым» купили такие страны, как Бельгия, Франция, Люксембург, Швейцария и Австралия. Также он добавил, что в ближайшем будущем казахстанцам представят два новых проекта. Баян Есентаева продюсирует сериал о Куляш Байсеитовой, а режиссер Ахан Сатаев заканчивает съемки сериала, посвященного Бауыржану Момышулы. Отныне, по словам министра, средства будут вкладываться исключительно в развитие качественного отечественного кино- и телепродукта.