Правовое поле использования системы МДП (международных дорожных перевозок) должно претерпеть существенные изменения. Такое заявление сделал заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси (ГТК РБ) Сергей Борисюк во время Белорусского транспортно-логистического конгресса, прошедшего в Минске 9-10 октября.
«Тот уровень зависимости от процедуры МДП, который наблюдается сейчас в сфере транзитных перевозок, по нашему мнению, недопустим, – сказал г-н Борисюк. – Правовое поле использования МДП должно претерпеть существенные изменения в сторону усиления защиты государственных бюджетов от возникновения задолженности и повышения стабильности системы гарантий».
Кроме того, по мнению ГТК РБ, «необходимо срочно наращивать потенциал национальных механизмов гарантирования при транзите товаров, чтобы стабилизировать условия транзита как на национальном, так и на региональном уровне».
Белорусские таможенники считают, что применение системы имеет концептуальные проблемы, которые становятся источником кризисных ситуаций. В их числе – уровень гарантий книжки МДП, которая в настоящее время в ряде случаев не покрывает причитающихся сумм таможенных платежей при транзите товаров, а также негибкость системы, которая не позволяет при недостаточности гарантий использовать иные, кроме сопровождения, способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
«Кроме того, давно уже вызывает опасения использование книжек МДП перевозчиками, не являющимися их держателями», – добавил г-н Борисюк.
Таким образом, белорусская таможня фактически приняла сторону Федеральной таможенной службы России в конфликте с грузоперевозчиками, осуществляющими международные перевозки по системе МДП.
Как известно, в конце августа ФТС России письменно уведомила Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) о расторжении с 1 декабря 2013 года Соглашения об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.
Речь не о международном договоре – Конвенции МДП 1975 года, а о взаимодействии федерального органа исполнительной власти и российской структуры, являющейся гарантийным объединением, подчеркивают российские таможенники. Соглашение ФТС с АСМАП действовало с 2004 года.
Суть конфликта заключается в том, что, по мнению ФТС, обязательства по уплате таможенных платежей таможенным органам АСМАП в соответствии с упомянутой конвенцией не выполняет и сумма задолженности составляет свыше 20 млрд рублей, или 40% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности.
ФТС утверждает, что все попытки урегулировать вопросы транзита товаров по книжкам МДП «не увенчались успехом в силу неконструктивной позиции руководства гарантийного объединения». В частности, не решены вопросы предоставления АСМАП надлежащих гарантий уплаты таможенных платежей при транзите товаров, исключающие потери для федерального бюджета, а также выработки процедуры погашения задолженности, возникшей при недоставке товаров. Якобы поэтому и пришлось пойти на крайние меры.
Вопрос о расторжении подобного соглашения между белорусскими таможенниками и перевозчиками не стоит. Во-первых, международные перевозки, страной назначения которых является Беларусь, на сегодня менее зависимы от МДП, чем российские. В Беларусь по процедуре МДП ввозится порядка 47% товаров, из Беларуси – 7,4%. Для сравнения: 84% транзитных товаров, следующих через Беларусь в Россию, перемещаются автомобилями с использованием книжки МДП. В оценке белорусских таможенников это настоящая монополия.
Любопытно, в ходе короткой дискуссии после выступления г-н Борисюк миролюбиво подчеркнул, что МДП – одна из самых надежных в мире процедур, что в белорусский бюджет платежи от перевозчиков поступают в полном объеме и что неурегулированных вопросов с белорусским национальным оператором МДП – ассоциацией БАМАП – у таможенников на сегодня нет. И вообще, российский конфликт вызван не только объективными причинами, но и «отсутствием реального взаимодействия между национальным гарантом по процедуре МДП и таможенными органами».
Получается, отношение у белорусских таможенников такое: МДП нам не враг, но надо быть настороже.
Белорусский минтранс же и в отсутствие реального конфликта с таможенниками, лишь наблюдая за российскими перипетиями, сегодня полностью на стороне перевозчиков. «Эта система достаточно надежно в мире работает, – высказался во время выхода к прессе глава ведомства Анатолий Сивак. – Пускай была бы создана в мире другая, и она бы победила, а не так, что давайте остановим старую, не имея новой».
А вот его российский коллега Максим Соколов воздержался от каких-либо оценок. «Я считаю, что это в компетенции федеральных таможенных органов. Поэтому пускай они сначала определятся, выскажут свою позицию, а потом уже мы будем оценивать», – прокомментировал конфликт ФТС и АСМАП министр транспорта России.