Наше государство строит открытую экономику и должно обеспечить свободу предпринимательства, в том числе и свободное перемещение законного капитала. Как в таких условиях добиться максимальной прозрачности хотя бы от слуг народа? Решение данной проблемы пытаются найти не первый год. Так, депутаты Мажилиса Парламента РК всерьез задумываются о необходимости проверки наличия зарубежных счетов у своих коллег, государственных служащих.
Это предложение показывает, насколько остро на сегодняшний день стоит проблема коррумпированности высших должностных лиц, считает Берикбол Дукеев, эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры.
На пленарном заседании мажилисмен Азат Перуашев заявил о готовности парламентской фракции партии «Ак жол» обратиться к европейским государственным и банковским структурам с просьбой о содействии в процессе, если не будет понимания со стороны компетентных органов Казахстана.
Вместе с тем партия направила депутатский запрос премьер-министру, генеральному прокурору и председателю Нацбанка о создании фонда финансовой чистоты и противодействия коррупции KazakhstanFinancialIntegrityCenter.
К сожалению, еще свежо в памяти бегство чиновников и олигархов в зарубежные страны на заранее выведенные из Казахстана миллионы и миллиарды долларов.
Между тем, по данным партии «Ак Жол», оценить масштабы этого явления госорганы не пытаются: в отчетах правительства отсутствует показатель, оценивающий отток капитала из страны, который учитывал бы хоть официальные транзакции. Данный индикатор мог бы показать, какая часть из заработанных страной средств реально остается и работает на национальную экономику.
К примеру, на апрельский запрос депутатов о наличии казахстанских денег на Кипре Нацбанк не смог дать реальную информацию, тогда как руководители частных банков в прессе называли и суммы, и фамилии. Так, весной этого года Григорий Марченко, теперь уже бывший председатель правления Национального банка РК, сделал заявление средствам массовой информации о том, что на Кипре ни одного вклада казахстанских физических лиц за последние 5 лет размещено не было.
Международные эксперты оценивают объемы выведенных из Казахстана в офшорные зоны средств в $138 млрд. В то же время, по официальным данным, внешний долг РК в начале 2013 года также составил около $138 млрд. Такое совпадение депутатам не кажется случайным.
В целом депутаты от партии «Ак Жол» предлагают не догонять коррупционеров, а вести постоянный мониторинг налоговой чистоты выводимых из Казахстана средств. В то же время авторы запроса понимают, что из страны могут выводиться не только коррупционные деньги, но и заработанные честным бизнесом с соблюдением необходимых норм. «Но в таком случае с этих денег должны быть уплачены налоги, как минимум – индивидуальный подоходный налог в размере 10%. Определить их законность сможет простая сверка находящихся на зарубежных счетах сумм и уплаченных в Казахстане налогов», – отмечает Азат Перуашев.
Как известно, многие западные государства добились от зарубежных банков, включая известных своей неуступчивостью швейцарских банкиров, раскрытия информации о владельцах банковских счетов в налоговых целях. Этот процесс носит повсеместный характер и служит для цивилизованного увеличения налоговых поступлений.
Для Казахстана с учетом вышеуказанных оценок речь может идти о дополнительном привлечении в бюджет многомиллиардных сумм, которые можно направить на решение актуальных задач и освободить средний класс от планируемого прессинга.
Вне всяких сомнений поддержка антикоррупционной политики требует проверки чиновников на наличие зарубежных счетов. Но проверка не должна повлечь за собой более радикальную меру – запрет. К примеру, с 19 августа текущего года в России был принят закон, запрещающий чиновникам, их супругам и несовершеннолетним детям иметь иностранные счета. В Казахстане подобный сценарий нежелателен. «Введение запрета на содержание банковских счетов за пределами Казахстана для госслужащих мне представляется нецелесообразным», – отмечает Азат Перуашев. Многие действующие чиновники страны пришли на государственную службу из частного предпринимательства и имеют солидные состояния. «Человек волен распоряжаться заработанными деньгами так, как ему заблагорассудится. Главное, чтобы это были честные деньги, и с них были уплачены налоги государству», – дополнил спикер.
Кроме того, запрет на счета госслужащих не имеет аналогов в большинстве стран мира. Следует отметить, что запрет на счета введен в России, но чиновники имеют право на недвижимое имущество. В случае Казахстана при принятии такого закона было бы логично запрещение и для ближайших родственников госслужащих. В реалии запрет на содержание счетов за рубежом не сможет в полной мере решить проблему отвода денег из Казахстана. Любители постараются найти другие пути отмывания. С другой стороны, необходимы тщательный финансовый контроль и мониторинг счетов чиновников за рубежом и, несомненно, их персональная ответственность, отметил Берикбол Дукеев.
Обсуждая находящиеся в мажилисе законопроекты «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам налогообложения», депутатская фракция рассматривает указанные документы в прямой взаимосвязи.
Их сопоставление позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции правительства решать вопросы доходной части бюджета через повышение налогов и ужесточение санкций. Причем, повышая в 2-3 и более раз ставки налогообложения на имущество среднего класса, одновременно предлагается значительно увеличить расходы на содержание госаппарата в ряде министерств. Более того, законопроект по налогам не содержит ни одного из тех принципиальных решений, о которых постоянно говорит бизнес-сообщество: проблемы лжепредпринимательства, арест счетов, штрафы и многое другое.
«По сути, нам предлагают за счет рядовых граждан латать бюджетные дыры, созданные чиновниками. Между тем средний класс, на который ляжет основная тяжесть нововведений, – не олигархи. Это малые и средние предприниматели, интеллигенция, служащие и менеджеры среднего звена. По всему миру именно средний класс считается опорой государства и экономики, важнейшим социальным ресурсом», – отмечают депутаты в своем запросе.
Не стоит забывать, что даже в разгар кризиса правительство пошло на крупную налоговую реформу, значительно снизив нагрузку на предприятия, упростив администрирование налогов. Данная либерализация оказала влияние на преодоление кризиса и восстановление экономики, стала важным фактором конкурентоспособности отечественного бизнеса в Таможенном союзе.
А сегодня, когда кризис преодолен, и по всем отчетам экономика растет вверх, исполнительная власть практически сворачивает проведенную налоговую реформу и пересматривает ее достижения.
В связи с этим фракция партии «Ак жол» выступает концептуально против указанных законопроектов, предлагая правительству отказаться от ущемления экономических интересов среднего класса. Поскольку существуют и другие возможности значительно увеличить поступления в бюджет и без давления на средний класс, взыскав налоги с тех, кто действительно обладает сверхдоходами.