Антимонопольная инспекция Алматы уличила пивоваренные компании Казахстана в нарушении законодательства. Пивоваренные компании рекламировали несуществующее безалкогольное пиво, а также некорректно разрабатывали свои рекламные билборды.
Сейчас антимонопольная инспекция устанавливает наличие реализации безалкогольного пива определенных марок. По некоторым из них наличие безалкогольного пива в производстве либо вообще отсутствует, либо его доля мизерная.
Расследование ведется в отношении АО ИП «Эфес Казахстан», АО «Caspian Beverage Holding», ТОО «Первый Пивзавод» и ТОО «Carlsberg Kazakhstan (Карлсберг Казахстан)». Эти казахстанские пивоваренные компании могут заплатить штраф от 2,6 до 3,5 млн тенге каждая за размещение недобросовестной рекламы. Антимонопольная инспекция по Алматы проводит расследование в отношении указанных компаний на предмет недобросовестной конкуренции, которая выражается в заведомо ложной и недостоверной рекламе безалкогольного пива. Слово «безалкогольное», используемое в рекламе отечественных пивоваров, вводит в заблуждение потребителей.
На сегодняшний день инспекция уже установила факты недобросовестной конкуренции в действиях «Эфес Казахстан». Недобросовестная конкуренция компании выразилась в заведомо недостоверной рекламе, согласно статье 21 Закона РК «О конкуренции». При этом в Законе РК «О рекламе» определены виды ненадлежащей рекламы, а также определены особенности рекламы отдельных видов продукции (работ и услуг). В частности, запрещается реклама товаров с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований.
Компания «Эфес Казахстан», по информации антимонопольного ведомства, разместила по городу Алматы наружную рекламу пива собственного производства, используя надпись «безалкогольное пиво». При этом словосочетание «безалкогольное пиво» написано шрифтом белого цвета и размещено в нижней части плаката, что на фоне всего рекламного билборда остается незамеченным. При этом зачастую данная надпись не контрастирует на общем фоне рекламных материалов и создается визуальный эффект рекламы пива, хотя имеется надпись «безалкогольное пиво». Данный способ оформления рекламного билборда вводит в заблуждение потребителей и позволяет «Эфес Казахстан» обходить требования Закона РК «О рекламе».
Инспекцией по результатам проведенного расследования в действиях пивоваренной компании установлены факты недобросовестной конкуренции, что является нарушением антимонопольного законодательства РК.
В результате антимонопольной инспекцией в отношении «Эфес Казахстан» вынесено предписание о необходимости провести замену всей наружной (визуальной) рекламы торговых марок безалкогольного пива производства компании, при этом акцентируя внимание на надпись «безалкогольное пиво», и разместить рекламу согласно законам «О рекламе» и «О конкуренции».
Вместе с тем в настоящее время ведется аналогичное расследование в отношении АО «Caspian Beverage Holding» с торговой маркой «Алматинское Жигулевское», а также анализ предоставленных материалов в отношении ТОО «Первый Пивзавод» и ТОО «Carlsberg Kazakhstan (Карлсберг Казахстан)».
В Carlsberg Kazakhstan нам сообщили, что во второй половине сентября текущего года антимонопольная инспекция обратилась в компанию с запросом о предоставлении информации о местах размещения рекламы и объемах производства безалкогольного пива. Сейчас Carlsberg Kazakhstan, по информации Александра Карпачева, начальника юридического отдела ТОО «Carlsberg Kazakhstan (Карлсберг Казахстан)», предоставил по данному запросу исчерпывающие данные, свидетельствующие о том, что компания действительно производит и реализует безалкогольное пиво и неукоснительно следует всем требованиям законодательства о рекламе.
Антимонопольная инспекция по городу Алматы в данный момент проводит предварительный анализ предоставленной ТОО «Carlsberg Kazakhstan (Карлсберг Казахстан)» информации и, соответственно, каких-либо выводов в отношении нее пока еще не делалось. По этой причине, как справедливо заметил г-н Карпачев, пока рано говорить о каких-то конкретных результатах и возможных претензиях к компании.
Более того, юрист Carlsberg Kazakhstan заявил, что оснований для претензий к компании нет. «Мы размещаем рекламу безалкогольного пива в соответствии со всеми требованиями закона, что подтверждено допусками данной рекламы к размещению со стороны соответствующих контролирующих государственных органов», – подчеркнул Александр Карпачев.
Обвинить компанию в рекламе несуществующего безалкогольного пива также не удастся. Carlsberg Kazakhstan, по информации г-на Карпачева, как производит, так и импортирует безалкогольное пиво. К самым популярным среди потребителей можно отнести безалкогольное пиво брендов «Балтика 0» и «Carlsberg безалкогольное». С начала года компания реализовала свыше 2,2 млн литров безалкогольного пива.
«Первый Пивзавод» решил оставить эту тему без комментариев. «Мы со своей стороны хотели бы воздержаться от каких-либо комментариев на эту тему», – сообщили в компании.
АО ИП «Эфес Казахстан», АО «Caspian Beverage Holding» вообще проигнорировали наши запросы. По всей видимости, руководство этих компаний подозрение в нарушении законодательства РК считает незначительным поводом для оправданий или опровержений.