В республике планируют отменить казсодержание, которое на протяжении долгого времени являлось для отечественных производителей опорой в развитии своего дела. Из Закона о госзакупках Министерство финансов РК предлагает исключить понятие «местное содержание». Всего изменения коснутся 7 законов. Более того, в Минфине отмену казсодержания в государственных закупках назвали «сознательным решением».
Отмена казсодержания предусмотрена в одобренном соглашении о государственных закупках в рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства. «С 1 января 2014 года белорусским и российским поставщикам будет предоставляться национальный режим», – сообщил Руслан Даленов, вице-министр финансов РК в своем аккаунте в Twitter.
По информации г-на Даленова, желания Национальной палаты предпринимателей и Минфина в этом совпадают. «То есть здесь не та ситуация, что есть «злой» Минфин, который против. Мы хотим того же, что и нацпалата, отечественный бизнес», – подчеркнул г-н Даленов.
«Мы не то чтобы поддерживаем отмену казсодержания в госзакупках, это определенная данность», – заявил Рахим Ошакбаев, член правления нацпалаты. Спикер объяснил, что при вступлении в ВТО любые законодательные преференции для местных производителей запрещены. Действительно, требования ВТО запрещают применение каких-либо дискриминационных мер в отношении товаров стран – участниц организации.
«Мы просили дать отечественным предпринимателям максимальный переходный период, чтобы они могли подготовиться», – рассказал Рахим Ошакбаев. Казсодержание в госзакупках планируют отменить к 2014 году.
В результате отмены казсодержания, по оценке г-на Ошакбаева, какая-то часть отечественных предприятий потеряет в своих продажах, а какая-то, наоборот, выиграет, но все это должно происходить в справедливой конкуренции по законам рыночной экономики.
Однако вряд ли казахстанские производители за выделенный период успеют подготовиться к наплыву конкурентов. И в нацпалате это тоже понимают. Г-н Ошакбаев считает, что в долгосрочной перспективе поддержка местного производства – это важный инструмент в поддержке малого и среднего бизнеса. Но, как заметил спикер, нам ничего не остается, как создавать конкурентоспособные предприятия, которые могли бы без преференций, а по качеству производимых товаров и услуг, составить конкуренцию зарубежным компаниям.
Так как казахстанским производителям будет достаточно тяжело справиться с ростом конкуренции, г-н Ошакбаев предлагает правительству и бизнес-сообществу определить другие инструменты для поддержки и развития местного производства. «Это должны быть не законодательные, а гражданские инициативы поддержки местного содержания», – говорит он.
Например, призывы потреблять товары, произведенные в Казахстане, по мнению г-на Ошакбаева, будут стимулировать потребление отечественной продукции. Отечественным производителям не обойтись и без инициативы со стороны предпринимательского сектора по развитию стандартов, которые давали бы им конкурентное преимущество. Так, например, овощи, выращенные в Китае, дешевле, чем отечественные. Здесь, по мнению г-на Ошакбаева, должна проводиться разработка экологического стандарта, сертификация производителей казахстанских овощей. Спикер надеется на то, что потребители, понимая, что продукция, произведенная в Казахстане, прошла экологическую сертификацию, будут отдавать предпочтение более дорогим, но натуральным продуктам, нежели более дешевым генномодифицированным.
Общество, как заметил Рахим Ошакбаев, ожидает, что каждая крупная компания должна нести корпоративную социальную ответственность, а мы должны при помощи пропаганды и давления общественного мнения позиционировать поддержку местных производителей.
К настоящему времени многие компании, работающие в Казахстане, значительно нарастили долю казсодержания в своем производстве. Так, в 2012 году более 84% объема закупок формировали три крупнейшие компании фонда «Самрук-Казына»: АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Қазақстан темир жолы», АО «НАК «Казатомпром». Соотношение доли местного содержания в этих компаниях выглядело следующим образом: КТЖ в 2010 году – 66%, в 2011 – 68%; КМГ в 2010 – 44%, в 2011 – 49%; «Казатомпром» в 2010-2011 годах – 61%.
В 2012 году корпорация «Казахмыс» закупила товаров, работ и услуг на сумму 252 млрд тенге. Из них товаров – на 134 млрд тенге, работ и услуг – на 118 млрд тенге. По сравнению с 2011 годом общий закуп корпорации вырос на 57 млрд тенге, или на 29%. Доля казахстанского содержания составила 62% от общего объема закупок, при этом в категории работ и услуг – свыше 99%. Закупки у казахстанских предприятий (с учетом сертификатов СТ-КZ) составили 157 млрд тенге. Это на 44 млрд тенге больше, чем в 2011 году. Закупки у нерезидентов составили 15% от общего объема.
В 2011 и 2012 годах ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) приобрело казахстанских товаров и услуг на $3,4 млрд. По итогам 2012 года доля казахстанских компаний в бюджете расходов составила 60%.
В результате инициативной программы по развитию поставщиков для Карачаганакского месторождения, действующей с 2001 года, компанией «Kарачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (КПО) было зарегистрировано свыше 3 тыс. казахстанских поставщиков. В течение 2012 года КПО заключила контракты c казахстанскими компаниями на товары, работы и услуги на сумму свыше $387 млн. За 2012 год доля казахстанского содержания в карачаганакском проекте достигла 56%, что в денежном выражении составило $335 млн.