А ты успел дать присягу?
АВТОР
ФОТОГРАФ

Вячеслав Батурин

10.09.2013 • 13:11 3648

А ты успел дать присягу?

На совместном заседании палат парламента в минувший понедельник глава государства поручил Правительству РК разработать проект кодекса для бизнесменов до конца этого года. «В нем надо закрепить базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и взаимодействия с государством. Это должно быть как бы конституцией нашего бизнеса», – заявил Нурсултан Назарбаев.

Поддерживая данную инициативу, экономист Олжас Худайбергенов поясняет, что проект должен разрабатываться как законодателями, так и бизнес-структурами. В таком формате интересы предпринимателей будут учтены.

По мнению экспертов, процесс создания кодекса должен быть сфокусирован на многих важных элементах. Один из них – борьба с бюрократическими посягательствами на бизнес-структуры. Как отмечает Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК, законы создаются, но их исполнение хромает. На деле новое законодательство не упрощает деятельность предпринимателя в стране.

«Так, к примеру, Закон о государственном контроле и надзоре, принятый три года назад, показал низкую эффективность. Об этом говорят не только в бизнес-кругах, но и в самих государственных учреждениях», – отмечает г-н Назханов. По данным прокуратуры, подавляющая часть проверок проходит внепланово. А это около 90% всех проверок, осуществляемых в рамках закона. «Внеплановая проверка является поводом нахождения нарушений, за которые предприниматель решит заплатить в карман проверяющему взамен на его благосклонность»,– подчеркивает эксперт.

По мнению экономиста Сергея Смирнова, разработка кодекса – недостаточная мера для улучшения бизнес-среды. Решить ряд сложностей, с которыми сталкиваются наши предприниматели, считает экономист, могло бы, к примеру, снижение количества контролирующих и проверяющих органов.

В кодексе, подчеркивают эксперты, следует также хорошо отрегулировать координацию между различными компетентными министерствами и ведомствами, регулирующими предпринимательскую деятельность в стране. «Как известно, существуют 114 госорганов, уполномоченных производить проверки. Если кодекс поможет рационально подойти к вопросу проверки и, к примеру, сократит число проверяющих инстанций, это поспособствует как минимум снижению коррупциогенности и значительно упростит и без того хлопотную работу предпринимателя», – отмечает г-н Назханов.

По мнению аналитиков, также необходимо «почистить» существующее законодательство и устранить повторяющиеся законодательные нормы в первую очередь для упрощения взаимодействия бизнеса и государства.

Зарубежный эксперт Ладо Чантурия, доктор юридических наук, на страницах казахстанского журнала «Юрист» опубликовал свою точку зрения на многочисленные попытки создания предпринимательского кодекса в Казахстане. По его мнению, печальный опыт проведения псевдоэкономических реформ в Советском Союзе в восьмидесятых годах прошлого столетия посредством одноразовой отмены нескольких тысяч нормативных актов, регулирующих разные области и отрасли экономической жизни, является наглядным доказательством того, какую угрозу создает правовой стабильности необдуманная и необоснованная отмена законодательных актов, принятых в течение нескольких десятилетий.

Защита интересов предпринимателей выражается, прежде всего, в обеспечении стабильности правовой системы, а не в постоянном изменении этой системы и разработке законодательных актов, которые не имеют аналогов в других экономически развитых странах. Система законодательства Республики Казахстан за годы государственной независимости сформировалась, к ней привыкли и приспособились предприниматели, и революционное изменение этой системы напрямую угрожает правовой стабильности.

В условиях рыночного хозяйства, свободы предпринимательства, частной собственности и свободы договора регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в пределах как частного права, так и публичного. Поэтому следует проверить надобность принятия данного закона отдельно по составным частям системы права. Необходимость кодификации предпринимательского права должна существовать или в частном, или в публичном праве.

Другой, более эффективной мерой в облагораживании бизнес-среды страны может стать внедрение института омбудсмена для осуществления защиты прав предпринимателей, считает вице-президент НАП РК.

Кроме того, по мнению экспертов, лоббирование могло бы также способствовать прозрачности в процессе разработки того или иного законодательства. Если нет закона, то и лобби как будто нет.

Крупный бизнес в подобном сценарии в состоянии решить свои проблемы самостоятельно, задерживая параллельно развитие среднего бизнеса. Сегодня его доля в МСБ страны составляет всего 2%. Одно из объяснений данной тенденции – страх роста.

«Если сравнивать казахстанский малый бизнес с зарубежными аналогами, его скорее назовешь микробизнесом, так как обороты в этих компаниях совсем незначительны», – отмечает г-н Назханов.

По экспертным данным, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет около 20%. И эти показатели несильно изменились за последние 10 лет.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес Нурсултан Назарбаев ВВП Олжас Худайбергенов вице-президент НАП РК

10.09.2013 • 13:11 3648

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus