В 10-й раз Шанхайский университет Цзяо Тун публикует свой ежегодный академический рейтинг университетов мира (ARWU). Всего рейтинг насчитывает 500 университетов среди 17 тыс. существующих.
Следует отметить, что авторитетность рейтинга оспаривается с момента его создания в 2003 году. Основным его недостатком, по мнению ученых умов Старого Света, является эксклюзивная направленность на университетские научные исследования без учета уровня качества образования. Кроме того, классификация не учитывает гуманитарные науки за исключением экономики. Также индекс цитирования научных статей (ИЦ), используемый в оценке университетов, создает полемику в русскоязычном научном сообществе, которое не нацелено на англоязычные научные издания. Следует отметить, что ИЦ по шанхайской версии основывается лишь на двух научных журналах Natureи Science, публикующихся на языке Шекспира.
Критики скорее скажут, что данный рейтинг является разрекламированным брендом, используемым университетами для обострения конкурентной среды.
Также известны факты внесения изменений в классификацию. Так, в прошлом году Нобелевская премия Страсбургского университета не была учтена в подсчетах. После вмешательства Министерства высшего образования и научных исследований Франции, по сообщению французского экономического ежедневника Les Echos, проблема была урегулирована.
Европейская комиссия в свою очередь предлагает собственную версию рейтинга, а точнее подробный обзор европейских университетов U-Multirank. Данные должны стать доступными широкой публике до февраля 2014 года. База основана на 13 критериях, в том числе, например, на возможности трудоустройства выпускников и связи с окружающей экономической средой. Однако эта инициатива подверглась критике со стороны Лиги европейских исследовательских университетов, в чей состав входят некоторые университеты Шанхайского рейтинга.
А эксперты Московского государственного университета международных отношений Наталья Большова и Максим Харкевич считают, что рейтинги всегда вызывали споры и дискуссии. Их авторы неизменно отстаивают их беспристрастность и объективность. Критики справедливо указывают, что измерить качество университета с точки зрения и научной работы, которая в нем ведется, и образования, которое получают студенты, – задача крайне сложная. Можно сказать, что это вечный вопрос оценки качества с помощью количественных показателей. Несмотря на всеобщее признание одного из законов диалектики, выведенных Гегелем, о переходе количества в качество, продемонстрировать данный переход с помощью рейтинговых оценок достаточно сложно. Распределение в рейтинге полностью зависит от относительно субъективного выбора показателей и определения их значимости. Как правило, составители рейтингов используют косвенные показатели качественных достижений. Подобные попытки всегда будут вызывать много вопросов. Поэтому следует признать, что все рейтинги отражают лишь часть действительности, не свободны от искажения и выполняют поставленные перед ними задачи.
В целом новый рейтинг подтвердил гегемонию американских университетов. Так, 17 позиций в первой двадцатке рейтинга занимают вузы США.
Тем не менее можно утверждать, что азиатские университеты сделали значительный рывок. 10 лет назад Китай насчитывал лишь 16 учебных заведений, входящих в 500 лучших. На сегодняшний день это число возросло до 42. Следует отметить, что пять из них заняли позиции в 200 лучших.
В этом году 11 университетов впервые попали в «золотое число» лучших вузов, среди которых Университет науки и технологии имени короля Абдаллы в Саудовской Аравии и Южнокорейский католический университет. Тогда как казахстанские высшие учебные заведения не фигурируют в списке лучших по версии Шанхайского рейтинга.
Академический рейтинг университетов мира (ARWU) выпускается сегодня Центром университетов мирового класса при Шанхайском университете Цзяо Тун (CWCU). Центр существует более 25 лет и занимается изучением вузов. CWCU инициировал Международную конференцию университетов мирового класса в 2005 году. Событие проходит раз в два года. Следующая «университетская биеннале» запланирована на ноябрь текущего года в Шанхае.
Рейтинг фокусируется на научных исследованиях без учета качества образования. 20% от общей оценки зависят от количества лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий среди учителей и 10% – среди выпускников. 20% – от количества публикаций за прошлый год в двух англоязычных научных журналах Nature и Science. Другие 20% оценки связаны с количеством ссылок на эти статьи (индекс цитирования). Еще столько же отведено для исследователей, цитировавшихся в предыдущие пять лет. А оставшиеся 10% зависят от достижений по соотношению с количеством преподавателей-исследователей университета.
Первая десятка вузов Шанхайского рейтинга-2013