Алматы является ведущим городом в стране и основным донором бюджета республики.
Состояние экономики города, по словам Ербола Шорманова, заместителя акима города Алматы, значительно улучшилось. По его мнению, этих результатов удалось достичь за счет реализации программы «Дорожная карта бизнеса». Так, по итогам программы бизнесменам города Алматы удалось заключить 174 трехсторонних договора на общую сумму, равную 45 млрд тенге.
Однако, по признанию г-на Шорманова, структура регионального валового продукта за последние 5 лет изменилась незначительно. Малый и средний бизнес (МСБ) по-прежнему приносит большую часть доходов городу.Сегодня сектор МСБ дает в городскую казну 65% от всех налоговых поступлений.
Алматы, по словам Владимира Ермакова, вице-президента Алматинской ассоциации предпринимателей, является лидером по развитию МСБ в государстве. Около 140 тыс. предпринимательских структур и почти 400 тыс. рабочих мест, третья часть налоговых поступлений приходится на Алматы.
К сожалению, несмотря на то, что Алматы занимает ведущее место в республике по развитости МСБ, промышленность в городе развита слабо. Основную долю валового регионального продукта составляет сфера торговли и услуг, 32% и 28% соответственно. Вклад промышленности в региональный валовой продукт, по оценке Павла Беклемишева, генерального директора АО СП «Белкамит», составляет порядка 10%. «При этом порядка 40% производства в Алматы относится к пищевой промышленности», – говорит он.
Другой проблемой Алматы в сфере бизнеса, помимо слабого развития промышленности, является то, что около половины зарегистрированных в городе предприятий не функционируют. «На 1 апреля 2013 года в налоговых органах города зарегистрировано более 134 тыс. ИП. Из них действующих – всего 83 тыс.», – рассказал г-н Ермаков.
Причиной большей части трудностей, существующих сегодня в МСБ, по оценке вице-президента Алматинской ассоциации предпринимателей, остается высокий уровень теневой экономики, которая составляет 22-24%. В пример г-н Ермаков приводит то, что в 2012 году доля ИП в уплате налогов от субъектов МСБ составила 2,7% или 16 млрд тенге и снизилась по сравнению с 2010 годом на 0,7%, тогда как рост юридических лиц малого бизнеса составил более 120 млрд.
В то же время негативное воздействие на бизнес-климат Алматы, по мнению Владимира Ермакова, оказывает несовершенство налогового законодательства: неразвитая патентная система, отсутствие льгот для начинающих и производителей, трудности при ликвидации; ограниченность доступа к финансовым ресурсам: высокие процентные ставки по кредитам, сложные процедуры, неравенство сторон банковского договора, отсутствие необходимой координации работы по поддержке и развитию предпринимательства в государстве и невысокий статус общественных предпринимательских организаций.
Развитию МСБ в Алматы, по оценке самих участников рынка, мешает и то, что их мнение и интересы не учитывают. По итогам проведенного Институтом политических решений (ИПР) исследования оказалось, что 47% опрошенных предпринимателей считают, что учет мнений предпринимателей при принятии решений и разработке законодательства носит формальный характер, 22,7% говорят, что их мнение вообще не учитывается, 21,2% – учитывается, но не всегда или частично. Никто из опрошенных не считает, что их мнение учитывается в полной мере.