Чего опасается бизнес из-за внедрения Национального каталога товаров
Позицию обозначили в НПП Атамекен
С 1 января 2026 года Национальный каталог товаров (НКТ) в Казахстане станет обязательным. Бизнесмены считают, что это обязательство станет для них новой бюрократической ловушкой, заявляют в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на сайт НПП.
Как поясняется, нововведение заключается в присвоении каждой единице товара, продаваемой на территории Казахстана, уникального цифрового кода (NTIN) - своего рода «цифрового паспорта». Система позволит государству точно знать, сколько бутылок молока или пачек цемента было продано в стране, по какой цене и какого они качества.
Вице-министр торговли и интеграции Асет Нусупов на недавней встрече с бизнесом, проходившей на площадке НПП, сообщал, что законодательные нормы уже приняты, и 2025 год станет последним подготовительным этапом. С начала 2026 года обязанность по заполнению каталога ляжет на плечи производителей и импортеров.
«Мы создаем единый язык для всех информационных систем – государственных и частных. Товар должен узнаваться мгновенно, вне зависимости от того, где его сканируют – на таможне или в магазине у дома», – подчеркнул вице-министр.
Представители же реального сектора высказали опасения по этому поводу. Председатель комитета развития МСБ Сакен Карин указал на юридическую уязвимость предпринимателей. По его словам, главным камнем преткновения является отсутствие юридических норм, закрепленных в нормативных актах. В свою очередь, бизнесу поступило предложение заключить некое трехстороннее соглашение (МТИ, МФ и Нацпалата), которое документально регламентировало бы отсутствие штрафов и этапность по категориям бизнеса. Но предприниматели понимают, что такое соглашение не является нормативным актом.
«Если завтра придет проверка из налоговой, никакой меморандум нас не защитит. Статья 31 Закона «О регулировании торговой деятельности» прямо требует коды. Нам нужны не обещания, а приказы и постановления, где четко прописаны сроки и отсутствие штрафов для МСБ», – заявил Сакен Карин.
Член комитета МСБ Марина Бошель обратила внимание на то, что у владельцев маленьких магазинов в селах нет в штатах IT-специалистов, чтобы обрабатывать тысячи карточек товаров.
«Зачем создавать национальный велосипед, когда есть международные коды? Каждая фотография, каждое описание в каталоге - это затраты бизнеса, которые в итоге оплатит потребитель из своего кармана», - отметила исполнительный директор Ассоциации прямых продаж РК Анастасия Калашникова.
Вопросы бизнеса были также касательно дублей в НКТ. При регистрации карточки предприниматели сталкиваются с тем, что аналогичный товар и описание к нему уже есть. В результате происходит путаница.
Как сообщила директор департамента цифровых сервисов Центра развития цифровой экономики Инкар Хусаинова, дубли появились по причине сбора информации о товарах с торговых сетей, маркетплейсов при тестировании системы. Эксперт отметила, что дубли будут чиститься, далее проведут деактивацию карточек.
Технические нюансы: что регистрировать, а что нет?
Вице-министр торговли Асет Нусупов привел пример, чтобы объяснить, как будет работать система. Так, рестораторам не нужно регистрировать плов или стейк. Но если кафе продает упакованный продукт или готовый сэндвич в пленке - код обязателен.
Песок или кирпичи в кузове регистрации не подлежат. Аналогично - запчасти, которые меняются внутри автозавода. Но если тот же амортизатор лежит на полке магазина в коробке - он должен быть в НКТ.
Минторг обещает связать систему с Kaspi.kz и таможней. Идеальный сценарий - импортер завозит товар, данные подтягиваются автоматически, и конечному продавцу ничего заполнять не нужно.
«На текущий момент в базе НКТ уже 17 млн позиций. Но доверие бизнеса к системе пока остается низким. Главный вопрос - успеет ли Минторг до конца 2025 года создать обещанный «автоматический рай», где карточки товаров будут формироваться сами собой, или малый бизнес захлебнется в цифровой отчетности. Пока же НПП «Атамекен» приступит к детальной проработке проблемных вопросов, связанных с внедрением НКТ», - отмечает Палата предпринимателей.
О переходе на новый формат взаимодействия с бизнес-сообществом сообщил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов. По его словам, в адрес Палаты поступили обращения от предпринимателей, касающиеся технической и методологической неготовности к запуску НКТ. В связи с этим «Атамекен» меняет тактику - вместо общих дискуссий работа будет сосредоточена в рамках узкопрофильных отраслевых подгрупп.
Особое внимание НПП уделяет неразрывной связи товарного учета с налоговым администрированием. К работе привлечены сразу два профильных подразделения НПП: Департамент торговли по вопросам формирования карточек, штрихкодирования и логистики и Департамент налогообложения по вопросам ЭСФ.
Как утверждает Тимур Жаркенов, эти вопросы взаимозависимы и рассматривать внедрение каталога в отрыве от налоговых последствий невозможно.
НПП продолжает активный сбор предложений от предпринимателей. Все данные будут консолидированы и доведены до профильных министерств в рамках утвержденного графика рабочих встреч.
«Просьба высылать свои вопросы. Мы продолжаем их сбор для консолидации. С вашего согласия мы будем прорабатывать их в отраслевом режиме, чтобы максимально эффективно донести позицию бизнеса до госорганов», - резюмировал зампред правления НПП.
Предпринимателям рекомендуют поддерживать постоянный контакт с профильными департаментами палаты «Атамекен» для оперативного включения своих кейсов в повестку предстоящих заседаний.
Госорганы и бизнес договорились перейти от Zoom-конференций к очным встречам. Ближайшие месяцы покажут, станет ли Национальный каталог инструментом прогресса или превратится в очередной барьер для предпринимательства.
Напомним, в августе этого года вице-министр финансов Ержан Биржанов сообщал, что в Казахстане создается государственная база данных - Национальный каталог товаров. По его словам, каталог должен обеспечить единый эталон данных и сквозную идентификацию товаров по уникальным кодам NTIN/GTIN во всех ключевых процессах торговли, таможни, государственных закупок, планирования и исполнения бюджета.
На сегодняшний день выстраивается трехуровневая система классификации: первое – общий классификатор товаров, работ и услуг, второе – национальный каталог товаров, третье – маркировка, сказал вице-министр.
Также с начала следующего года в Казахстане планируют запустить Реестр казахстанских товаропроизводителей, который представляет собой государственную цифровую систему, содержашую данные о производителях и их товарах. Внедрение реестра позволит обеспечить консолидацию данных, выявление «лжепроизводителей», повышение прозрачности, снижение коррупционных рисков.
19 мая 2025 года глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам определения страны происхождения товаров». Он вводит ключевое новшество: вместо сертификатов формы СТ-KZ и Индустриального сертификата будет создан единый Реестр казахстанских товаропроизводителей. Сертификаты о происхождении товаров формы СТ-KZ будут актуальны до 1 января 2026 года.
Читайте также
Его данные будут использовать в ключевых процессах торговли, таможни, госзакупок, планирования и исполнения бюджета
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
