В январе этого года премия Aurora Tech Award 2024 объявила шорт-лист женщин-основательниц стартапов. Всего поступило 649 заявок из 102 стран. В итоговый список претенденток на победу вошли 20 предпринимательниц, из которых три – представительницы Казахстана. Премия была основана компанией inDrive. Она присуждается основательницам технологических стартапов, которые оказали глубокое влияние на глобальное развитие. Имена победительниц объявят 8 марта 2024 года. Они получат денежные призы в размере 30 тыс. долларов, 20 тыс. долларов и 10 тыс. долларов за первое, второе и третье место, соответственно. Соучредитель Your Accessible Guide Надежда Анпилогова, фаундер Porte Tech Айдана Айтуарова и основательница платформы Ozim Асем Тажиева поделились с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz своими бизнес-историями.
Your Accessible Guide
«Если кратко, то мы помогаем людям с инвалидностью путешествовать проще. Наш проект – платформа, где туристы с особыми потребностями – маломобильные, незрячие, с нарушением слуха и другие – могут найти для себя туры, экскурсии, отели, адаптированные под их потребности», – рассказывает Надежда Анпилогова об Your Accessible Guide. По ее словам, в этом путешествии турист не будет думать о проблемах доступной среды, а будет получать удовольствие от новых впечатлений.
Проект начал развиваться в Казахстане в 2023 году. «У нас международная команда, причем часть сотрудников – люди с инвалидностью. И мы растем из Центральной Азии в мир», – утверждает социальный предприниматель. Идея проекта связана с личной историей героини. «Мой дедушка оказался в инвалидной коляске. Мы жили тогда в небольшом городе, где для человека с инвалидностью проблемой было просто выйти из дома, не говоря уже о путешествиях, – отмечает Надежда Анпилогова. – Поэтому у меня появилось большое, я бы даже сказала, всепоглощающее желание сделать так, чтобы жизнь таких людей не ограничивалась четырьмя стенами. Чтобы так же, как все, они могли путешествовать, жить активной жизнью, познавать этот мир и делать открытия».
В прошлом году Your Accessible Guide с командой и партнерами совершили поездку на Чарынский каньон, чтобы протестировать возможный маршрут на доступность. «Наш коллега родом из Алматы, у него ДЦП. Он много путешествует по разным странам, но никогда не был в Чарыне. Более того, все вокруг говорили ему, что он никогда не сможет побывать там из-за особенностей здоровья. И, тем не менее – вот он, на фото, наслаждается закатом», – делится успехами спикер.
Как зарабатывает проект
Надежда Анпилогова запустила платформу на собственные средства вместе с супругом. «Он родом из Казахстана и особенно «болеет» за то, чтобы здесь развивался доступный туризм. Пока мы вложили в проект около 15 тыс. долларов и надеемся, что скоро перейдем к этапу инвестиций», – резюмирует социальный предприниматель.
Модель монетизации Your Accessible Guide – revenue share. «Это маркетплейс с адаптированными турами в такие страны, как Армения, Испания, Италия, Польша, Португалия, Танзания, Турция, Чехия. Мы получаем комиссию с каждого бронирования. Это помогает развивать проект и находить новые направления», – объясняет спикер.
В туристический сезон выручка может доходить до 10 тыс. долларов в месяц, отмечает она. «В низкий сезон доходы сокращаются, поэтому наша задача добавить те продукты и направления, которые помогут сгладить этот разрыв», – делится Надежда Анпилогова. По ее словам, большая часть маркетплейса – это статьи и интервью о доступном туризме: вдохновляющие истории о том, как люди с инвалидностью путешествуют, и как турбизнес может сделать туризм доступным для каждого.
Спикер обращает внимание на вторую часть проекта – образовательную платформу, где Your Accessible Guide обучает людей с инвалидностью работать в туризме, а бизнес – работать в сфере доступного туризма и создавать новые адаптированные турпродукты. «Мы провели две серии обучения. Скоро запустим курс для Узбекистана, а сейчас обучаем отельеров из Казахстана. После обучения люди с инвалидностью также могут стать нашими гидами и экспертами по доступности. Сейчас 15% наших гидов – люди с инвалидностью, – говорит Надежда Анпилогова. – Эта часть – наша impact-миссия. Мы твердо убеждены, что знания должны распространяться и вдохновлять других».
По ее словам, команда Your Accessible Guide протестировала доступность туристской инфраструктуры – отели, транспорт, достопримечательности – в Актау, Алматы, Астане, а также в Ташкенте, Бухаре и Самарканде. «Это поможет нам вместе с местными партнерами разработать доступные маршруты для людей с инвалидностью в Центральной Азии», – уверена спикер.
Porte Tech
Проект был запущен в июле 2023 года. «У нас уже была слаженная команда после предыдущего стартапа. Мы понимали наши сильные стороны: продажа ИТ в сфере недвижимости, хорошее понимание hardware (аппаратного обеспечения – Ред.) и разработки ПО», – делится историей запуска Porte Tech его основательница Айдана Айтуарова. Она прошлась по разным видам клиентов: жилым комплексам, ТРЦ, бизнес-центрам, и когда дошла до отелей, то стало понятно, что там «много болей, так как бизнес очень традиционный». «Все эти боли мы понимали и сами, но никогда о них не задумывались. Так и появился Porte – digital (цифровой – Ред.) консьерж для отелей», – рассказывает спикер.
Айдана Айтуарова резюмирует, что Porte Tech привлек 200 тыс. долларов от VC (venture capitalists – Ред.) и бизнес-ангелов. «До привлечения вся команда работала на энтузиазме. Мы продали продукт до того, как начали его делать, поэтому мы понимали, что работаем не просто так», – вспоминает она.
Как зарабатывает проект
Спикер сообщает, что у Porte Tech два основных стрима (потока – Ред.): ежемесячная подписка на digital-ключ для гостей и комиссия от других услуг. «Самое интересное, что мы можем увеличивать выручку, не подписывая новые отели, а просто расширяя экосистему внутри отеля», – замечает Айдана Айтуарова. Annual Run Rate (годовая выручка – Ред.) от подписанных контрактов сейчас чуть меньше 500 тыс. долларов, добавляет она. «У нас есть подписанные договоры с отелями в Саудовской Аравии. Сейчас мы работаем над интеграцией, но уже в первом квартале этого года начнем зарабатывать в Саудовской Аравии», – уверена основательница проекта.
«Мы не относим Porte к социальному предпринимательству. Porte – это просто предпринимательство, но у нас есть ценности, которые мы отражаем в своей работе и подходе, – объясняет спикер. – Такой подход кажется нам более устойчивым: бизнес, который зарабатывает деньги, сможет прожить долго. При этом ESG-ценности работают как в социальном, так и в обычном бизнесе». Айдана Айтуарова приводит примеры: Porte Tech не использует такие расходные материалы, как магнитные карты, а также уменьшает заказы вне отеля, что, в свою очередь, сокращает углеродный след.
Платформа Ozim
Этот социальный проект направлен на поддержку семей с детьми с особыми потребностями через предоставление образовательных и психологических ресурсов, основанных на исследованиях. «Как бы странно ни звучало, но я стала стартапером через научный мир и личный материнский опыт», – рассказывает основательница платформы Ozim Асем Тажиева. Участвуя в исследованиях UNICEF (Международный чрезвычайный фонд помощи детям при ООН – Ред.) и научных проектах Назарбаев Университета, социальный предприниматель открыла для себя мир инклюзии в образовании.
«Так случилось, что новые познания мне понадобились в особенном материнстве, – поясняет спикер. – Окружив себя матерями детей с особыми потребностями и больше углубляясь в их информационные нужды, я решила инициировать социальный проект в виде мобильного приложения, которое было бы доступно многим семьям».
Приложение было официально запущено 8 ноября 2021 года в Astana Hub в рамках программы Techpreneurs. По словам Асем Тажиевой, сегодня приложением пользуются родители, а также специалисты и педагоги в сфере раннего развития и вмешательства – они занимаются с детьми по видеоматериалам, которые платформа Ozim производит совместно с экспертами и учеными.
Как зарабатывает проект
«Мобильное приложение имеет международный статус цифрового общественного блага по инициативе ООН. Мы также выиграли премии Digital Bridge Award 2023 в номинации Tech for Good и Steppe Award 2023 при поддержке Cartier Women Initiative», – делится результатами основательница платформы Ozim. Самое главное, подчеркивает Асем Тажиева, что проект продолжает создавать нужные и полезные материалы для родителей совместно с экспертами и получает позитивный обратный отзыв от родителей и специалистов в сфере раннего развития и вмешательства.
«Мы участвовали в конкурсах социальных проектов и выигрывали гранты. Также были партнерские проекты, в рамках которых мы привлекали и вкладывали ресурсы», – рассказывает спикер. Она добавляет, что с момента запуска стартапа всего удалось привлечь более 100 тыс. долларов. «По линии B2C в приложении действует система подписок на определенный функционал, по B2B – мы начинаем работать с предпринимателями в сфере товаров и услуг для детей», – отмечает Асем Тажиева.
О социальном предпринимательстве в Казахстане
Надежда Анпилогова сообщает, что Your Accessible Guide запустил медиапроект под названием Kazakhstan all inclusive. «Это серия интервью и материалов, рассказывающих о социальных предпринимателях Казахстана, которые работают в сфере доступности и инклюзии. Работая над этим проектом, мы смогли познакомиться с потрясающими людьми из разных регионов страны», – сказала она. Например, в Актау Лаура Асырова руководит танцевальной студией, где занимаются дети с ДЦП, синдромом Дауна. «Благодаря Лауре на берегу Каспийского моря появился первый адаптированный пляж, доступный для людей на инвалидных колясках», – замечает спикер.
Соосновательница Your Accessible Guide делится другими историями героев своего медиапроекта. В Алматы Александр Легеньчук, будучи мастером спорта и трехкратным абсолютным чемпионом РК по бодибилдингу, открыл спортивный зал, адаптированный для людей с инвалидностью. Салимхан Сабитов из Кокшетау – фаундер первой в Казахстане автошколы для людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Динара Наумова – основательница первого инклюзивного фитнес-центра, который расположен в регионе: поселке Кабанбай батыр.
«Все это – истории людей, которые меняют мир вокруг себя к лучшему. Конечно, очень важно, чтобы таких предпринимателей, социальных активистов становилось больше. Чтобы развивались новые меры поддержки таких проектов», – подчеркивает Надежда Анпилогова. Она убеждена, что социальное предпринимательство – это про то, как неравнодушный человек с добрым сердцем и горящими глазами решает важную проблему, помогает другим. Но одного стремления мало – необходимо, чтобы у таких людей появились возможности делать свою работу, замечает соосновательница Your Accessible Guide.
Асем Тажиева рассказывает, что начала активно интересоваться социальным предпринимательством с 2020 года. За четыре года основательница платформы Ozim познакомилась с большим количеством социальных предпринимателей, которых считает своими единомышленниками с высоким чувством ответственности и осознанности. Она считает, что социальное предпринимательство набирает новые обороты в Казахстане благодаря активному влиянию образовательных программ от локальных и международных фондов. «Я со своей командой занимаюсь социальным предпринимательством в ИТ-среде, что делает наш путь развития вдвойне уникальным», – говорит спикер.
Основательница платформы Ozim обращает внимание, что сейчас время социальных предпринимателей, и для устойчивого развития Казахстана это естественный и правильный путь. Многие крупные компании стремятся внедрять ESG-принципы, но есть и малый и средний бизнес, который оказывает большой эффект на социальное развитие страны, поясняет Асем Тажиева.
О денежном призе
Предпринимательницы также ответили на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz о том, на что бы они направили денежный приз в случае победы в Aurora Tech Award 2024. Напомним, что победительницы получат денежные призы в размере 30 тыс. долларов, 20 тыс. долларов и 10 тыс. долларов за первое, второе и третье место, соответственно.
«Мы бы направили денежный приз премии на организацию обучения в сфере доступного туризма для женщин с инвалидностью в странах Центральной Азии. Это очень важная задача, потому что женщины, а тем более – представительницы прекрасного пола с особенностями здоровья, имеют очень небольшие возможности для профессионального развития, обучения, работы, – констатирует Надежда Анпилогова. – То же касается и матерей в семьях, где есть дети с инвалидностью. Здесь мы работаем для достижения ЦУР ООН (Цели устойчивого развития – Ред.) – сокращение неравенства и предоставление равных возможностей для женщин».
Соосновательница Your Accessible Guide называет туризм непростой отраслью, но очень интересной и вдохновляющей. «Путешествуете ли вы сами, или помогаете другим это делать – это дает силы и энергию на новые достижения, помогает развиваться. Туризм – это гостеприимство и добрососедство, доступный туризм – это эмпатия и детальное внимание к потребностям гостя», – считает социальный предприниматель. Это умение договариваться и решать самые сложные задачи, а также способность мечтать, ведь чтобы доставить туриста на коляске на вершину вулкана, нужно быть мечтателем, добавляет она. «Это все, на мой взгляд, очень женские качества, поэтому я верю, что драйверами доступного туризма в мире будут именно представительницы прекрасного пола», – заключает спикер.
«Все проекты очень сильные и мы рады, что вошли в топ-20 такого крутого международного конкурса. Денежный приз мы потратим на усиление продукта. У нас очень много идей, как можно его улучшить, есть пожелания от клиентов – с деньгами мы сделаем это быстрее», – говорит основательница Porte Tech Айдана Айтуарова.
«Сейчас ключевой момент развития Ozim Platform. Мы планируем охватить как можно больше семей в Центральной Азии и помочь родителям выявить задержку развития на раннем сроке, – уточняет основательница проекта Асем Тажиева. – Раннее развитие и вмешательство играют ключевую роль в формировании устойчивого и здорового общества, обеспечивая оптимальные условия для роста и развития каждого индивида. Поэтому при такой возможности вложим денежный приз премии в развитие и масштабы».