Если раньше экологичность была в тренде, то сейчас это уже необходимость. Для снижения вредных выбросов с 1 апреля 2023 года власти Алматы ограничили въезд на территорию горнолыжного курорта «Шымбулак» для всех видов транспорта, кроме электромобилей и спецтехники. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz соучредитель Kangaroo Electro Asia Юрий Курбаковский рассказал, чем эксплуатация электрогрузовиков выгодна для предпринимателей и почему компания решила запустить производство в Казахстане.
- Юрий, поделитесь основными тенденциями отрасли перевозок на электрогрузовиках малой тоннажности.
- Мировая автомобильная промышленность, включая сегмент коммерческого транспорта, активно переходит на электродвигатели. Не только из-за экологии, но и по причине экономии. Вождение автомобиля стало весьма дорогим удовольствием из-за роста цен на топливо и затрат на обслуживание.
Также растет число курортных и заповедных зон, куда закрыт проезд транспорта с ДВС (двигатель внутреннего сгорания – Ред.). После «Шымбулака» на очереди «Медео» (с 1 сентября 2023 года – Ред.). А ведь там сосредоточено большое количество точек общепита, которые не только завозят продукты, но и зарабатывают на доставке еды.
Наши потенциальные клиенты – это службы доставки, торговые и логистические сети, почтовые службы, частные предприниматели и компании, которые специализируются на внутригородских перевозках.
- Вы намерены организовать сборку грузовиков Kangaroo Electro в Казахстане и наверняка проводили предварительный анализ рынка. Будет ли спрос на такой транспорт?
- За первые четыре месяца 2021 года почтовые и курьерские службы оказали услуги на 17,6 млрд тенге. С того момента их доходность только растет. И это без учета объемов крупных торговых и логистических сетей.
Если предприниматель увидит, что стоимость 1 км пути при полной загрузке до 600 кг в случае доставки по городу обошлась ему от 2 до 4 тенге, то вряд ли он вернется к транспорту с ДВС. Запас хода на одном заряде батареи – 150-180 км, при полной загрузке – до 130 км. На заказ можно также установить усиленную батарею, которая позволяет проехать до 320 км.
У такого авто нет ни классического двигателя – самого сложного, дорогого и капризного механизма, ни коробки передач. Отсюда практически нулевая стоимость обслуживания.
Конечно, не каждому курьеру по карману сразу приобрести такую машину. Поэтому мы рассматриваем для клиентов ряд таких опций как лизинг и аренда по аналогии с опытом наших российских коллег.
- Уже известно, где именно будет расположено производство?
- К запуску все готово. По местоположению рассматриваем несколько вариантов как в черте Алматы, так и в области.
Развернуть производство можно в течение месяца. Все отработано с ориентиром на мобильность и возможностью масштабировать производство в любой момент – это наше главное преимущество перед конкурентами.
У нас есть эксклюзивное право на производство в странах Центральной Азии, а также разрешительные документы на эксплуатацию. Получить их можно только через протоколы испытаний каждой детали в отдельности.
Отмечу, что нашим партнером и инвестором выступает казахстанская транспортная компания.
- Kangaroo Electro – это аналог китайского Qingzhou Runhorse? В чем отличие и сходство?
- Да, это технологии Runhorse. Но наши российские партнеры-производители пришли к выводу, что комплектация должна быть иной. Рама усилена и изготавливается отдельно – китайский аналог оставлял желать лучшего. Обработка и покраска деталей тоже более совершенна. Также предусмотрена опция обогрева батареи. Более того, мы уже нашли несколько российских и отечественных производителей, готовых изготавливать для нас усиленный электромотор и батареи повышенной емкости.
- Вы упомянули российских партнеров-производителей. Ваши электрические грузовые автомобили сертифицированы в Казахстане?
- У нас есть все разрешительные сертификаты, которые действуют на территории ЕАЭС. В них наша компания указана как завод-изготовитель. Машины будут продаваться под брендом Kangaroo Еlectro. Ремонт и гарантийное обслуживание будут осуществляться на месте производства. На некоторые комплектующие, включая батарею, планируется гарантия сроком на 3 года.
- Расскажите, сколько видов электрогрузовиков будет выпускаться? Назовите производственную мощность завода.
- Мы планируем выпускать самые ходовые модели J2-P: фургон, рефрижератор (с системой искусственного охлаждения – Ред.) и пикап (с открытой грузовой площадкой – Ред.). По индивидуальному заказу – коммунальную технику и легковые одноместные модели.
Мы хотели начать с минимальной мощности в 20 единиц транспорта в месяц, что легко обеспечить при обычной ручной крупноузловой сборке. Но получили предложение от потенциальных инвесторов установить конвейер мощностью от 100 единиц в месяц.
- Что насчет сроков окупаемости бизнеса?
- Если брать соотношение себестоимость сборки/отпускная цена, то, по самым скромным подсчетам, маржинальность составляет 50-70% до налогообложения. Запуск небольшого цеха для сборки 20 машин в месяц полностью окупается после их продажи. Учитывая рекордно низкие затраты на запуск производства, в случае конвейера доходность предстает уже совсем в иных перспективах.
- Ваша компания уже получает заявки? Это будет производство только для казахстанского рынка?
- Заявки стали поступать задолго до появления нашего сайта: еще с зимы, на стадии переговоров с собственниками производственных помещений. У нас есть эксклюзивные права на продажу в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.
Помимо этого, мы планируем масштабировать производство в дальнее зарубежье. Далее на очереди Пакистан – там у нас уже намечены встречи на уровне министров.