По Концепции развития топливно-энергетического комплекса изменения в законодательство в сфере налогообложения запланированы на 2024 год. Однако обсуждать их необходимо уже сегодня, считают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», внедрение новых технологий добычи требует крупных вложений, сообщает пресс-служба палаты.
В НПП напомнили, что 1 февраля 2023 года на коллегии министерства энергетики первый заместитель премьер-министра Роман Скляр сказал, что необходимо поддерживать старые нефтегазовые месторождения и продлевать их жизненный цикл. Однако основными условиями для недропользователей должны стать обязательное реинвестирование в производство и внедрение новых технологий добычи.
«Когда мы говорим о встречных обязательствах, нужно учитывать специфику рынка. Идет снижение поставок нефти зрелыми месторождениями на экспорт, в то же время увеличивается доля отгрузки на внутренний рынок, из-за чего предприниматели недополучают дополнительную выручку от складывающейся конъюнктуры цен на нефть на региональных и мировых сырьевых рынках. У предпринимателей отсутствует связь с наукой в части прикладных решений по увеличению нефтеотдачи, интенсификации добычи», – пояснил управляющий директор департамента базовых отраслей НПП Динмухамед Кудайбергенов.
Кроме того, отсутствуют фискальные меры стимулирования по разработке месторождений на поздних стадиях. Также изменения требований в экологическом законодательстве и несовершенство процедур регулируемых закупок влияют на увеличение сроков, непрозрачность порядка внедрения и реализации опытно-промысловых работ на месторождениях.
По данным НПП, в Казахстане в настоящее время разрабатывается 295 месторождений 104
нефтегазодобывающими организациями (НГДО), где более 60% от общей добычи
углеводородов приходится на долю трех крупных месторождений –
Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, эксплуатируемых тремя НГДО. Всего до 40%
объема нефти добывается с месторождений на поздних
стадиях разработки.
«Сказать, что мер по поддержке месторождений с малодебетной, высоковязкой и высокообводненной нефтью, добыча на которых является низкорентабельной, нет - нельзя. В Казахстане предусмотрены льготные ставки для данной категории месторождений. Однако следует также обратить внимание на внедрение системных мер и инструментов для развития, в том числе истощающихся месторождений», – отметил эксперт.
Утвержденная постановлением правительства от 28 июня 2014 года № 724 «Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года» (Концепция ТЭК) содержит примеры стимулирования разработки зрелых месторождений и лучшие практики Канады, Китая, Саудовской Аравии, США и России. Например, в России в качестве мер фискальной поддержки зрелых месторождений применяются понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых и переход на альтернативный налоговый режим.
«Данные механизмы нацелены на получение возврата денежных средств для их реинвестирования в добычу углеводородов. Реализация подобных мер возобновит рост экономической активности, что в свою очередь отразится не только на уровне налоговых поступлений, но и на развитии смежных отраслей», – сказал он.
По данным НПП, всего за 2022 год по месторождениям, отнесенным постановлениями правительства к низкорентабельным, добыто 4,9 млн тонн нефти, что составляет 5,8% от добычи за год. Крупнейшие компании Каражанбасмунай, Озенмунайгаз, Актобемунайгаз, Петроказахстан Кумколь Ресорсиз и Тургай Петролеум разрабатывают месторождения из данной категории.
Месторождения с падающим темпом добычи нефти и газа относят к «зрелым месторождениям», которые еще называют браунфилд (brownfield), по данным исследований IHS Cambridge Energy Research Associates, более 2/3 мировой добычи нефти и газа приходится на долю зрелых месторождений. Исследователи характеризуют их как месторождения с выработкой более 50% от начальных доказанных запасов углеводородов либо находящимися в разработке более 25 лет.
Читайте также
В правительстве рассмотрели проекты концепций развития ТЭК и электроэнергетической отрасли