Костанайские
бизнесмены обсудили проблемы транспортной отрасли с мажилисменом
Саматом Акишевым, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Палаты предпринимателей Костанайской области.
По словам директора РПП Данияра Кузенбаева, одна из самых актуальных проблем - сложности в оформлении «Разрешения на проезд по территории иностранного государства» так называемых «дозволов». По информации перевозчиков, основная причина проблемы связана с несовершенством методики выдачи разрешений на поездку и недобросовестной конкуренцией со стороны фирм-однодневок, не имеющих собственного автопарка и штатных водителей.
«В прошлом году на наш рынок пришло много иностранных компаний-перевозчиков, которые выбирают более 60% дозволов, еще порядка 30% - забирают фирмы-однодневки, которые открывают филиалы по регионам Казахстана и получают квоты. Реальные перевозчики не могут получить квоты. К примеру, имея собственный транспорт порядка 100 автомобилей, компания может получить 5-8 дозволов, такое же количество разрешений программа может выдать фирмам с 3-5 машинами. Регистрируя множество компаний, они получают наши дозволы и потом предлагают их на продажу от 500 до 1000 долларов, хотя их реальная цена составляет чуть больше 3600 тенге», - пояснил представитель регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области, руководитель ИП «SVTRANSLogistics» Валерий Сусаренко.
По словам бизнесменов, в прошлом году множество реальных перевозчиков простаивали, потому что не могли получить дозволы, а по итогам года остались невостребованными более 40 тыс. разрешений. У многих транспорт был куплен в лизинг или кредит, и бизнес понес колоссальные убытки. Перевозчики предложили отдавать приоритет компаниям, имеющим транспорт в собственности, а также сделать выдачу дозволов полностью в электронном формате.
«Необходимо поднять транспортную дипломатию на новый уровень, чтобы не было перекосов. Мы видим, что процент перевозок отечественными компаниями падает и уже составляет порядка 32% - это тревожный показатель. Цифровизацию процесса нужно продолжить. Думаю, вместе нам удастся решить этот вопрос», - отметил Самат Акишев.
Еще один запутанный и пока неразрешимый вопрос задали владельцы автобусных парков, осуществляющих пассажирские перевозки. СПК «Тобол» купила и передала им в аренду 50 автобусов марки SAZ, собранных ТОО «СарыаркаАвтоПром». Но из-за невыгодной схемы оформления автобусы не являются собственностью перевозчиков.
«Мы, как перевозчики, не можем ничего с ними сделать. Не имеем права ни списать ГСМ, ни отремонтировать автобусы, потому что они не находятся на нашем балансе. При этом оплачиваем лизинг. Эти деньги в виде субсидий поступают нам и от нас за оплату автобусов через ФРП перетекают обратно в казну. СПК «Тобол» запрещено передавать в сублизинг, а на деле это настоящий сублизинг. Мы выходили в ФРП, просили изменить условия договора. Но они настаивают, что переоформление запрещено. Сейчас у нас получается нецелевое расходование денежных средств», - подчеркнула представитель ОЮЛ «Ассоциация предприятий пассажирского транспорта Костанайской области» Ирина Лавриченко.
Еще один вопрос касается обучения водителей. Пассажироперевозчики неоднократно обращали внимание на острый дефицит подготовленного водительского состава, который имеет водительское удостоверение категории D. Специалисты не хотят и не могут учиться 6 лет, чтобы получить категорию. И в ближайшее время дефицит кадров в автопарках может привести к нарушениям графика движения общественного транспорта.
Но больше всего вопросов у бизнеса к КТЖ. РПП обозначила проблемы на уровне республики, инициировала ряд совещаний с руководством ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки». В результате часть проблем по работе станции Костанай были сняты, но проблема с вагонами до конца не решена.
«Сегодня бизнес не может отправить 2-3 вагона, потому что действуют конвенционные ограничения на отправку менее 10 вагонов, вагоны не могут прийти в Костанай из-за этих запретов. Со станции Костанай ограничивают выход вагонов, чтобы ее разгрузить – это не совсем правильно. Необходимо улучшать инфраструктуру станции. И уже несколько лет мы настаиваем на этом и предлагаем восстановить Северный парк, который имеет 15 сортировочных путей, и был законсервирован в 90-е годы. За 30 лет вагонопоток значительно вырос, а мы продолжаем пользоваться старой инфраструктурой», - отметил директор ТОО «Тобол-Транс» Николай Краснощеков.
Самат Акишев признал, что вопросов по транспортной сфере, в том числе по КТЖ, очень много, их решение требует усилий всех сторон. Нужно понять все узкие места и расшивать их в первую очередь. Депутат попросил костанайских бизнесменов представить подробную информацию по проблемам и пообещал помочь с их решением на уровне правительства.
Читайте также
Вывоз леса из России только железнодорожным транспортом привел к удорожанию его стоимости в Казахстане, пояснили в НПП