Майк Бутчер – главный редактор TechCrunch – онлайн-медиа о технологических стартапах и венчурном инвестировании. Помимо этого он продвигает проект по объединению европейских предпринимателей и инвесторов в технологической сфере в отраслевой клуб под названием TechHub. В эти дни он прилетел в Алматы, чтобы участвовать в форуме, посвященном венчурным инвестициям в Центральной Азии CAVF. О трендах стартап-экосистемы и тонкостях венчурного инвестирования он рассказал в интервью корреспонденту Центра деловой информации Kapital.kz.
- Майк, добрый день и добро пожаловать в Казахстан! Мой первый вопрос – в каком качестве вы приехали на форум, который открывается завтра – как известный в кругах предпринимателей и инвесторов в технологической сфере журналист и, возможно, вы напишете репортаж или статью для вашего медиаресурса TechCrunch, где вы являетесь главным редактором? Или ваш интерес много шире и вы ищете перспективный стартап для инвестиций?
- Как вы отметили, я здесь как журналист, медийщик. Мне интересно встретиться с предпринимателями, инвесторами, познакомиться со стартапами и лучше понять, что здесь происходит в сфере венчурного финансирования? Впрочем, надо сказать, что перед стартапами из Казахстана, других стран Центральной Азии стоит ровно та же проблема, что и перед стартапами в Европе, Англии или США. Вопрос, который стоит перед компаниями – остаться в локальном рынке или предложить свой продукт на международном уровне? Казахстан занимает большую площадь, но с точки зрения населения и потребительского рынка он маленький, поэтому развивать локально какие-то технологические или финтех-стартапы здесь проблематично. И нужно думать и смотреть глобально. Я считаю, что за последние 15 лет предприниматели осознали, что независимо, в какой стране они находятся, они могут создавать и продвигать в интернете продукт, востребованный на мировых рынках. Строить продукт интересный потребителям и создавать стартап интересный инвесторам. И тогда это просто вопрос таких вещей, как маркетинг, внедрение инноваций и развитие бизнеса, в целом, выход на новые рынки. Но, повторюсь, востребованные продукты, которые они могут производить, могут быть из любой страны на планете. Главное, они должны решать проблему и быть полезными.
- Если вы говорите о том, что для стартапов не имеет значения страна или регион происхождения, могут тогда местные предприниматели привлечь внимание инвесторов из Европы или Америки? Возможно, финтех-стартапы смогут привлечь венчурное финансирование?
- Думаю, об этом говорить еще рано. Начинать нужно с местными инвесторами, которые будут вкладываться в развитие стартап-экосистемы. В будущем при качественном росте экосистемы и успехе отдельных стартапов серьезные иностранные инвесторы могут проявить интерес к местному рынку. Но начинать надо с местными инвесторами и венчурными фондами. Отношения между предпринимателем и инвестором с самого начала должны быть очень доверительными, коммуникации должны быть очень тесными. При этом предприниматель и инвестор должны проявлять гибкость для того, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям, если стартап по мере развития отходит от первоначального плана. Такое происходит часто и нужно вместе принимать правильные решения и искать новые пути и возможности. Есть такая фраза, что вы инвестируете в «хорошего» предпринимателя, потому что он может вовремя изменить план. Если вы инвестируете в предпринимателя, который не может сделать этого, вы можете потерять все. Еще раз повторю, в отношениях инвестора и предпринимателя крайне важно доверие, как между супругами в браке.
- Хорошее сравнение. Наверное, как и в отношениях в браке, кроме доверия важно терпение. Ведь большинство стартапов выходят на прибыль в течение долгого периода времени. Исключение - проекты в криптовалюте, но и они не все выстреливают.
- Вчера вечером я был на ужине, где были местные инвесторы. Мы обсуждали, что на развивающихся рынках местные инвесторы очень увлечены технологическими стартапами, потому что здесь они могут получить большую финансовую прибыль за относительно короткий промежуток времени, несколько лет. Вчера я разговаривал с одним из инвесторов, который вложил в компанию 50 000 долларов, и теперь это стоит 10 миллионов. Это удачная ставка, но такой результат не гарантирован каждому, конечно. Инвесторы всегда должны инвестировать, зная, что они могут потерять свои деньги. В этом суть венчурного капитала. Венчурный капитал и венчурный бизнес напоминает приключение. Немцы называют венчурный бизнес авантюрой, потому что здесь большие риски.
- Риски, действительно, большие и все-таки, какие топ-5 идей стартапов вы как профессионал могли бы назвать перспективными?
- Я думаю, что интересны биотехнологии и медицина, сельское хозяйство, кибербезопасность, технологии, связаные с климатом, облачные вычисления.
- Вы прилетели на форум из Англии. Путь неблизкий. В пандемию, когда границы были закрыты, были востребованы онлайн-форматы общения между людьми, в том числе у бизнес-сообщества. Насколько этот формат может стать альтернативой живому общению в век развития цифровых технологий?
- Думаю, для развития стартап-экосистем живое общение, диалог, когда люди встречаются друг с другом, очень важны. Zoom-конференции, другие онлайн-форматы позволили нам сохранить коммуникации в пандемию, но это не то же самое, что встреча лицом к лицу. Как я уже говорил, на ранней стадии развития технологий стартап-экосистемы они во многом связаны с личным взаимодействием между участниками. Я много путешествую по миру, и это полезно для лучшего понимания процессов, ты узнаешь новые интересные бизнес-истории. Меня меньше интересует Силиконовая долина, потому что о ней уже столько написано. Меня больше интересуют стартапы из других уголков мира. Надеюсь, однажды начать писать о технологических компаниях из Казахстана, когда они вырастут.
- Спасибо за интервью!