Впервые в Казахстане проходит XIII Молочная олимпиада, в ней принимают участие представители молочной промышленности из разных стран мира. В Алматы
около 400 участников обсудят вызовы и перспективы молочного рынка в условиях
глобальной неопределенности, текущие тенденции, а также новые решения и
возможности. Одним из спикеров форума стал председатель совета директоров компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин. В интервью он рассказал о трендах на рынке мороженого и его изменениях.
- Дмитрий, ранее в Казахстане доминировали российские производители мороженого. Сейчас, насколько мне известно, ситуация изменилась. Расскажите, как трансформировался «сладкий» рынок?
- Действительно, сейчас ситуация изменилась. Около 10-12 лет назад казахстанский рынок мороженого был, мягко говоря, не самым цивилизованным и прозрачным. На нем царил правовой нигилизм. Повсеместное несоблюдение авторских прав, обход законодательства, подделка торговых марок – многие производители по-пиратски копировали все: бренды, слоганы, дизайн. Несколько лет наша команда также принимала участие в изменении отношения к интеллектуальной собственности в Казахстане.
Следующим этапом стала работа по защите собственных брендов, их визуальных элементов от подделок, причем уже не только местных, но и иностранных производителей – наших южных и северных соседей. За счет этой работы нам в том числе удалось усилить позиции на рынке.
Ранее в Казахстане практически отсутствовал экспорт мороженого за пределы Центральной Азии. Мы потратили много времени и сил на разработку специального восточного бренда мороженого для экспортных рынков.
Стоит
отметить, что годовой уровень потребления мороженого в Средней Азии и в России
отличался: 2,5 и 3,5 килограмма на человека. Это было связано не только с
уровнем доходов местных потребителей, но и с климатическими условиями. В южных
регионах уровень потребления мороженого выше из-за того, что летом в
течение длительного времени наблюдается высокая температура. Поэтому наша
задача заключалась в том, чтобы переориентировать жителей этих локаций активнее
приобретать данный продукт для домашнего потребления. Причем, чтобы они покупали
его большими мультипорциями. Такие «семейные» порции мороженого прекрасно
покупаются и летом, и зимой. В результате общее потребление мороженого растет
в Казахстане на 3% в год.
- Как изменился ассортимент на рынке мороженого Казахстана?
- Могу сказать лишь о нашей компании. Особенно заметные изменения на рынке произошли за последние 5 лет, за счет привлечения нашей компанией технологов. Если же смотреть более масштабно, Казахстан доказал всем, что может не зависеть от импорта, а удовлетворить свои потребности сам. В том числе и в самых премиальных сегментах рынка. На сегодняшний день мороженое в Казахстане – премиальное, инновационное, обычный пломбир – это в основном мороженое местного производства, а не импортное.
- Дмитрий, сейчас непростое время. Как на рынок влияет текущая геополитичекая ситуация?
- Рынок мороженого, как и других продуктов, конечно, ощущает последствия различных изменений. И здесь все реагируют по-разному. Нам всегда интересно наблюдать, как меняются стратегии иностранных игроков в сложных ситуациях. Крупные международные корпорации всегда очень осторожны и отличаются достаточно гибкой политикой в области долгосрочного развития. А в такие периоды, как сейчас, часто можно наблюдать резкую смену курсов: объявления об уходе с рынка, заявления о приостановке инвестиций в «проблемный» регион и т. п. Гигантам рынка трудно подстраиваться под меняющиеся реалии. А для таких компаний, как наша, эти вызовы становятся новыми возможностями.