Часть производственных линий нового завода Шин-Лайн в Алматинской области планируется запустить летом 2022 года. Об этом сообщил руководитель по развитию категории «мороженое» «Шин-Лайн» Дмитрий Докин. Как передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz, первая очередь запуска предполагает производство 200 тонн мороженого в сутки, на втором этапе – еще 150 тонн в сутки. Завод также будет выпускать полуфабрикаты, молочную продукцию, тесто.
«То есть после того как предприятие заработает на полную мощность, общий объем производства мороженого составит 350 тонн продукции в сутки. В этом случае наша фабрика станет самым крупным производителем мороженого как среди стран СНГ, так и Восточной Европы. Общая стоимость проекта оценивается в 33,4 млрд тенге», - пояснил Дмитрий Докин.
Пока же, чтобы «обкатать» оборудование, предприятие работает в тестовом режиме. Запущены не все цеха. «В настоящее время мороженое, которое производится на этой фабрике в поселке Байсерке, мы не поставляем на рынок, а утилизируем его. Ведь пока не будем 100% уверены в том, что оборудование работает качественно, мы не можем выводить нашу продукцию на продажу», - отмечает Дмитрий Докин.
Он уточнил, что завод мороженого, который был запущен Шин-Лайн еще в 1990-х годах, будет действовать до тех пор, пока новая фабрика не заработает в полную мощь. Это, по словам основателя предприятия Андрея Шина, произойдет не ранее 2025 года. «Действующая фабрика, которая находится в Алматы, морально устарела», - пояснили на фабрике.
Сейчас, как отметили на предприятии, доля компании на казахстанском рынке мороженого достигает около 40%. «Рынок мороженого в Казахстане в натуральном выражении растет в среднем на 3% в год, мы же на 10% за счет экспорта продукции в Россию», - пояснили в компании.
Планы по экспансии в ОАЭ
Сладкое лакомство, помимо России, предприятие экспортирует еще в Кыргызстан, Узбекистан, Монголию, Беларусь, Азербайджан. Также было возобновлено сотрудничество с Таджикистаном. В будущем компания планирует выйти на рынок ОАЭ.
«Это сложный рынок. Как и для России, нам придется разрабатывать для арабов специальные вкусы. Ведь нужно понять, какое мороженое им больше нравится: более сладкое или нет, какие фрукты в приоритете. Сейчас мы изучаем этот вопрос и уже отправили опытные образцы мороженого в ОАЭ», - рассказал Дмитрий Докин.
Чтобы выйти на рынок Китая, пояснил он, также потребуется изучить предпочтения китайских потребителей и сделать под них специальный продукт. «Складывается впечатление, что сейчас КНР, прикрываясь санитарными ограничениями, в связи с пандемией хочет закрыть весь импорт мороженого. С определенными сложностями с поставками в Китай своей сладкой продукции уже столкнулись наши российские коллеги», - пояснил Дмитрий Докин.
Подорожание сахара повлияло на цены
Из-за повышения цен на сахар предприятию пришлось пересмотреть и стоимость конечной продукции.
«Мы сотрудничаем с казахстанскими поставщиками сахара, перебоев с поставками этого продукта не испытывали. Сейчас закупаем сахар по 470 тенге за килограмм, в прошлом году он стоил 185 тенге за килограмм. В связи с таким резким подорожанием мы были вынуждены два раза повысить цену на мороженое. В марте увеличили цену на 10%, в апреле - еще на 10%. Наши конкуренты также повышали цены на мороженое, кто-то даже шесть раз за год: постепенно на 10%, 15%, 5% и так далее», - пояснил генеральный директор Шин-Лайн Владимир Пак.
Фабрика в Бишкеке все же закроется
Планы о закрытии фабрики по производству мороженого и полуфабрикатов в Бишкеке остаются в силе. О них в компании заявляли еще в 2020 году.
«Да, мы закроем этот завод, но о точных сроках пока сказать не могу. У нас резко увеличилось количество заявок от крупных российских ретейлеров на закуп мороженого. Чтобы покрыть высокий спрос, пока не закрываем фабрику в Бишкеке. В будущем, после закрытия этого завода, планируем в Бишкеке разместить отдел продаж», - отметил Владимир Пак в беседе с корреспондентом Kapital.kz.
Как производится мороженое
Попасть в цех по производству сладкого лакомства не так просто. Для начала журналистам предложили надеть белые халаты, бахилы и специальные шапочки. Такие меры необходимы, чтобы исключить попадание инородного тела в продукт. На входе в производственный цех установлены специальные мойки. На первом этапе каждому гостю необходимо помыть руки с мылом, на втором - высушить их в специальной сушке, а после обработать дезинфицирующим раствором.
Один из производственных цехов, в котором мы оказались, пока работает в тестовом режиме. Все максимально автоматизировано.
При производстве мороженого используются сливки и молоко. Сначала все ингредиенты для мороженого смешиваются, потом смесь пастеризуется при температуре плюс 85-95 градусов. Таким образом, все «плохие» микроорганизмы, бактерии убиваются. Затем эта смесь гомогенизируется для создания однородной массы. После ее нужно 4 часа при температуре минус 6 градусов настоять, чтобы все ингредиенты вступили в реакцию. Позже мороженое поступает во фрезираторы, где наполняется воздухом.
«Литр мороженого наполовину состоит из воздуха. Именно за счет этого оно мягкое, тает во рту», - рассказывает руководитель по развитию категории «мороженое» «Шин-Лайн» Дмитрий Докин.
На складе мороженое «закаляется» при температуре минус 25 градусов. «Этот склад рассчитан на 23 тыс. паллет. В будущем он будет полностью оснащен роботами-укладчиками. У нас произошли задержки роботизированного оборудования из-за пандемии, в том числе из-за Китая. Возникли сложности и с наладчиками. И мы поняли, что в этом году опаздываем с установкой оборудования для склада, оно будет установлено к следующему году», - пояснили на фабрике.
Одна из линий фабрики может производить 50 тонн мороженого в сутки – это 5 больших фур. «Это 36 тыс. штук мороженого в час. В России самая большая линия производит 24 тыс. продукта в час»,- отмечает Дмитрий Докин.
За счет запуска новой фабрики в Алматинской области предприятие планирует нарастить объемы производства мороженого в три раза. «В прошлом году мы продали 1,5 тыс. тонн мороженого, в этом году план – 4 тыс. тонн. Мы уже идем по плану, хотя пока не сезон для нашего продукта», - пояснили в компании.