За год из-за санкций и изменения логистических цепочек объем поставок мороженого из России в Казахстан в натуральном выражении снизился на 49,1%. Об этом на пресс-конференции заявил председатель совета директоров «Шин-Лайн» Дмитрий Докин, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Однако, по словам эксперта, значительно выросли объемы поставок этого продукта в РК из других стран. Например, в январе-марте 2023 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем поставок мороженого из Франции вырос на 84%, из Кыргызстана - на 26,7%, из Швейцарии - на 1,4%. Увеличился и экспорт казахстанского товара. За три месяца 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022 года поставки мороженого из Казахстана в Кыргызстан увеличились более чем в два раза: продукт экспортировали на 739,1 тыс. долларов, в Узбекистан за этот же период завезли казахстанское мороженое на 399,3 тыс. долларов.
О ситуации на внутреннем рынке
Дмитрий Докин подчеркивает, что на рынок сильно повлияла геополитическая ситуация. Например, сроки поставки оборудования и запчастей для производства мороженого выросли.
«Некоторые производители из Европы не хотят, чтобы груз шел через Россию. У них есть опасения, что с грузом на территории РФ может что-то случиться. Кроме того, наша компания каждый день получает предложения от российских предприятий о покупке у нас европейского оборудования или запчастей. Но на этот риск мы не идем. Ведь в противном случае это может негативно отразиться не только на нашем бизнесе, но и в целом на стране. Напомню, компании из Дании, Германии, Польши отказались поставлять оборудование и запчасти в Россию», - отмечает эксперт.
Изменилась в лучшую сторону ситуация с упаковкой. Раньше предприятие приобретало ее преимущественно в Китае, и в меньшей степени - в России. «Сейчас же мы сменили российских поставщиков на турецких. Это удобно, между Турцией и Казахстаном нет каких-то заградительных мер, поставки упаковки осуществляются через Каспийское море. Немаловажно, что раньше российские производители упаковки также приобретали пластиковые банки и планку для упаковки в Турции. То есть в качестве мы не потеряли... А по сравнению с Россией некоторые виды упаковки в Турции обходятся в 1,5-2 раза дешевле», - рассказывает Дмитрий Докин.
Он считает, что казахстанским предпринимателям нужно развивать производство упаковки в нашей стране. Эксперт напомнил, что в Омске уже налажен такой бизнес. «Этот рынок довольно маржинальный», - говорит Дмитрий Докин.
Изменилась и ситуация с сахаром. В прошлом году в компании отмечали, что предприятие приобретает продукт в России. Сейчас покупает его и на казахстанском рынке. «Проблем с приобретением сахара нет, дефицита не наблюдаем. Знаете, казахстанский сахар сейчас стоит столько же, что и российский. По нашим наблюдениям, сейчас на рынке нет индийского сахара, который мы приобретали в период дефицита», - подчеркнул Дмитрий Докин.
А вот один из самых важных компонентов для мороженого - молоко - предприятие закупает в основном в Казахстане. И только при недостатке объемов - в Кыргызстане.
«Трейдеры удерживают цены на молоко. Например, в России молоко на полках магазина подешевело, по сравнению с ростом в 2022 году. В Казахстане же дефицит сырья, на рынке не хватает фермерских хозяйств. Насколько мне известно, уже российские фермеры намерены открывать в Казахстане молочные фермы... Если же говорить о шоколаде, то цены на это сырье сейчас на максимуме. В то же время у нас нет предпосылок для повышения стоимости мороженого», - отметил Дмитрий Докин.
Он добавил, что компания намерена снизить объемы приобретаемого молока в Кыргызстане или вовсе отказаться от него. «Для нас комфортнее покупать молоко у крупной фермы, а не у небольших кыргызских хозяйств. Так безопаснее, ведь если с молоком возникнут проблемы, то сложно выявить, из какой оно фермы и какой поставщик нарушил технологический процесс. Объясню, огромная тара может быть заполнена молоком разных поставщиков. Поэтому для нас удобнее наладить работу с одним крупным хозяйством»,- подчеркнул Дмитрий Докин.
Ранее он заявлял, что завод «Шин-Лайн» в Бишкеке планируют закрыть в 2024 году. После того, как новая фабрика, которая находится в поселке Байсерке Алматинской области, заработает на полную мощность. «Фабрика в поселке Байсерке все еще работает в тестовом режиме, постепенно там запускаются новые линии. Возможно, мы запустим ее через год. Пока речь не идет о закрытии фабрики в Бишкеке», - сказал он в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
Об экспансии на рынки зарубежных стран
Пока компания «Шин-Лайн» не вышла на рынок ОАЭ. Это связано с несколькими факторами, но главный из них - сертификат халал и дистрибьюторы.
«В ОАЭ мало дистрибьюторов и практически за каждый свой шаг они просят определенную оплату. Причем достаточно высокую. Поэтому мы пока прощупываем этот рынок, исследуем его, проводим переговоры и хотим получить сертификат халал - это обязательное требование для ОАЭ. Хотя, например, в Азербайджане такой сертификат не нужен», - отмечает Дмитрий Докин.
По его словам, процесс получения сертификата халал в ОАЭ сложнее, чем в РК. «В Казахстане мы могли бы с легкостью получить такой документ. Но нам нужен именно малайзийский сертификат халал, который распространяется на весь Ближний Восток», - рассказывает он.
Еще одна страна, куда предприятие намерено экспортировать свою продукцию - Иран. Однако здесь проблема заключается в импортной пошлине, которая составляет 55%. «Она по-прежнему высока для нас, - отмечает Дмитрий Докин. - Пока в Иране низкие цены на молочное сырье, надеемся, что Казахстан все-таки подпишет с ним соответствующее соглашение об отмене этой пошлины для нашей страны. Сейчас Иран под санкциями, поэтому мы не можем там приобретать молочное сырье. Хотя оно качественное. Ведь из-за отсутствия необходимых бюджетов и санкций Иран не может покупать антибиотики. Поэтому там молоко, сливки и масло гарантированно без их добавления», - заметил Дмитрий Докин.
Он вспоминает, что в конце февраля
2022 года акционер компании и представители правительства посещали Иран. «Было подписано множество документов, а после буквально через несколько месяцев был запущен прямой рейс Тегеран – Алматы. Предполагали, что и пошлина в 55% на ввозимый товар в Иран будет отменена. Но этого пока не произошло. Поэтому мы и не можем там реализовывать свое мороженое. Но продолжим вести переговоры на этот счет... Было бы удобно приобретать в Иране сырье, делать из него мороженое и там же его продавать. Для сравнения: в ОАЭ нет заградительной пошлины», - рассказывает эксперт.
Отметим, компания недавно вышла на рынки Грузии и Азербайджана. «В Грузии пошлина на ввозимый товар составляет 10% - это оптимальный размер пошлины», - подчеркнули в компании.
Читайте также
Глава совета директоров компании Дмитрий Докин рассказал о проблемах с логистикой, поставках сырья и планах