Активно развивать контрактное фермерство для поддержки сельхозпроизводителей, одновременно увеличить ассортимент и долю местных овощей, фруктов и ягод на популярной онлайн-площадке. Такими планами с корреспондентом Центра деловой информации Kapital.kz поделился директор по развитию фермерского направления Arbuz.kz Арсен Рысдаулетов.
- Схема контрактного фермерства в Казахстане – относительно новое направление в сфере сельхозпроизводства. Почему решили выбрать именно ее для нового проекта?
- Контрактное фермерство широко распространено в мире из-за очевидных плюсов как для производителей сельхозпродукции, так и для потребителей. Мы решили использовать её, чтобы создать эффективную цепочку поставок местных овощей, фруктов, ягод, другой сельхозпродукции до конечных потребителей. Чаще всего фермеры производят намного больше, чем наш супермаркет может принять в течение одного дня или даже года. Поэтому в проекте мы сделали акцент на мелких и средних фермеров. Для этого есть несколько причин. Это развитие собственного пула прямых местных поставщиков, отслеживание качества продукции, наша корпоративная социальная ответственность (КСО) по сокращению посредников между производителем и потребителем, для того чтобы фермер получал справедливую цену за свою продукцию, а наши клиенты - оперативный и удобный доступ к свежей и качественной продукции. С одними фермерами удается за пару встреч обсудить все вопросы и ударить по рукам, с другими приходится отрабатывать вопросы и цепочку сотрудничества по несколько месяцев. Конечно, есть и другие поставщики товаров, которые консолидируют на своих складах фрукты и овощи высокого качества. С ними мы тоже продолжаем работать.
- Расскажите подробнее, какие инструменты поддержки фермеров вы используете в работе с ними?
- К каждому фермеру применяем индивидуальный подход. С одними мы работаем по семенам и подготовке участка, других поддерживаем со взносами на полевые работы, отрабатываем логистику и упаковку, кому-то в рамках своей компетенции даем рекомендации по производству определенной продукции, объемам и рецептам. Но одно можно сказать точно, это то, что мы полностью поддерживаем фермеров в плане маркетинга. Не все производители могут эффективно продавать даже самую качественную продукцию. Мы берем это на себя. Продвигаем фермерскую продукцию по нашим каналам в социальных сетях, в приложении разные акции есть. Одно из наших ключевых требований, которые мы предъявляем к фермерам – это максимально возможная экологичность производства. Это экономия воды за счет использования при поливе технологии капельного орошения, применение биоудобрений и биологических средств защиты растений. Со своей стороны мы принимаем от покупателей использованную пластиковую тару, упаковку, в которой происходит доставка наших продуктов, и отправляем в компании, занимающиеся утилизацией.
- Крупные ретейл-сети тоже работают с производителями напрямую по оборотным схемам и заключают с ними форвардные договоры за счет государственных средств поддержки. Как происходит оплата фермерам у вас?
- Оплата производится каждые 1-2 недели после поставки продукции, и фермеры к этому начинают привыкать. Они знают, что мы заплатим по условиям контракта.
- А такая важная деталь, как хранение продукции. Ведь, например, фрукты и ягоды очень капризны к температуре. Как решили вопрос здесь?
- Обычно у фермеров есть свой собственный склад долгосрочного хранения. Это позволяет им планировать продажи и хранить большие объемы продукции. В случаях, когда продукция хранится не более 1-2 недель, нас выручают холодильные камеры временного хранения. Здесь нужно иметь надежные контракты, чтобы труд фермера был своевременно вознагражден, и продукция не испортилась. Это уже на нашей стороне.
- Сколько соглашений по схеме контрактного фермерства вы уже подписали?
- Проект находится на стадии R&D (исследование и развитие). На данный момент подписано двенадцать договоров с производителями по более чем 100 наименованиям продукции. Это различные виды и сорта плодоовощной, ягодной, молочной и мясной продукции, напитков, хлеба и сушеной продукции. Следующий этап — анализ результатов, увеличение базового пула поставщиков и значительное расширение ассортимента.
- Спасибо за интервью!