Средний возраст предпринимателя в Казахстане составляет 35 лет.
Однако уже в ближайшем будущем бизнесом могут начать активно заниматься
молодые люди чуть старше 18 лет и пенсионеры. Такие данные представили аналитики по
результатам исследования «Тренды индивидуального предпринимательства». В опросе приняли участие более 20 тысяч человек.
По данным исследования IDF Eurasia (компания Solva), каждый десятый респондент в возрасте 25–34 лет является ранним предпринимателем. При этом активно бизнесом занимаются участники в возрасте от 25 до 54 лет. Значительно меньше в предпринимательство вовлечены молодые люди от 18 до 24 лет. Участники старше 55 лет также редко становятся бизнесменами.
Тренд 1 – трансформация категорий предпринимательства
Если обобщить данные, полученные в ходе исследования, получается, что современный молодой предприниматель — это чаще всего мужчина 35 лет. Причем в этом возрасте предприниматели только начинают деятельность. Владельцы устоявшегося бизнеса, то есть который функционирует более 5 лет, несколько старше. Их средний возраст около 43 лет. По данным исследования, доля бизнеса, которым руководят мужчины, составляет 60%.
В IDF Eurasia ожидают, что развитие самозанятости будет вовлекать в бизнес разные группы населения, в том числе молодежь и пенсионеров. Важно подчеркнуть, что уже сегодня меняется и гендерный состав предпринимательского сообщества. Доля женщин в малом бизнесе в 2022 году достигает 40% против 25% в 2019-м.
По мнению 77% участников исследования, сейчас у женщин появилось больше возможностей для ведения бизнеса. Привлекательной карьеру предпринимателя для женщины считают 69,5% респондентов, для молодежи в возрастной группе 18-34 года – 79%.
По мнению аналитиков, число женщин-предпринимателей будет только расти. Об этом свидетельствуют как официальные статистические данные, так и результаты различных опросов о развитии бизнеса.
Тренд 2 – изменение характера предпринимателя
Респонденты считают, что портрет предпринимателя в целом претерпел значительные изменения за последние 10 лет и приобрел более положительные черты. 70% респондентов считают, что современный предприниматель образован, 30% отмечают целеустремленность бизнесменов. Еще одна из популярных тенденций – саморазвитие. Предприниматели стремятся не только проходить различные мотивационные тренинги, но и постоянно улучшать свои профессиональные навыки в рамках разнообразных офлайн и онлайн-курсов, а также получать дополнительные квалификации. Например, по популярному сейчас направлению digital-маркетинга, автоматизации бизнес-процессов и т.д.
Данные респондентов
50% представителей старшего поколения уверены, что по сравнению с «90-ми» бизнес в современном Казахстане стало вести легче.
Предприниматели наблюдают и положительную трансформацию в механизме получения финансирования, 40% заявили о росте доступности кредитов для бизнеса. Еще 10% опрошенных считают, что государство принимает ощутимые меры, направленные на его поддержку и развитие.
Также большинство предпринимателей, или 80%, предпочитают, чтобы их дети или внуки занимались бизнесом, а не работой по найму. Оставшиеся 20% не видят проблем с наемной работой и считают ее более подходящим видом занятости для молодого поколения.
Будущие тренды
Что
касается прогнозов на будущее, то здесь 45% опрошенных считают, что
в ближайшие 10 лет бизнес будет успешно развиваться, прежде всего
за счет таких отраслей, как:
- информационные
технологии - 35%;
- агросектор - 25%;
- торговля - 30%.
Предприниматели надеются, что в будущем уменьшится количество проверок со стороны государства, а налоги будут снижены. Также бизнесмены рассчитывают на увеличение поддержки со стороны государства - льготы и субсидии.