Обойдется БТА открытие 50 отделений в Москве и Санкт-Петербурге
Стратегия развития АО «БТА Банк» до 2015 года предусматривает выход банка на ключевые позиции рынка СНГ и завоевание в России не менее 2% рынка банковских услуг. Об этом сообщил банк на прошлой неделе.
Как рассказал «Капитал.kz» Халиль Шехмаметьев, директор аналитического департамента ФК «Открытие», учитывая, что более 40% рынка в России принадлежит государственным банкам (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Транскредит и др.), и при этом их доля растет, получить 2% будет очень сложно. По его словам, фактически это сравнимо с долей Росбанка или Русского стандарта. У Росбанка в настоящее время в России более 500 точек присутствия, у Русского стандарта - более 200 (из них 180 представительств), при этом указанные банки давно работают на рынке. Свою долю они получили в результате реализации четкой стратегии развития: Росбанк - через слияние с ОВК, Русский стандарт - агрессивно продвигая кредитование физических лиц на низкоконкурентном в тот момент рынке. Повторить эти стратегии в нынешних условиях будет крайне сложно. Пример: ХКФбанк, дочерние банки из стран Западной Европы и США.
До конца июня АО «БТА Банк» также намерен приобрести более 51% в уставном капитале ООО «Славинвестбанка», который будет переименован в ООО «БТА Банк» и получит статус дочернего банка, работающего на территории Российской Федерации.
В числе приоритетов банка на 2008 год и увеличение сети в Москве и Санкт-Петербурге более чем на 50 отделений.
Так, по данным аналитика ФК «Открытие», в среднем открытие одного отделения обходится примерно в $1 млн., в Москве стоимость может быть и выше. «Россельхозбанк» в качестве одного из своих конкурентных преимуществ называл сумму затрат на один офис в $200-400 тыс., но в сельской местности. Таким образом, по подсчетам специалистов, эта сумма может составить от $50 до $100 млн. По словам Ольги Найденовой, аналитика «Альфа-Банка» (Россия), средства на открытие новых филиалов, скорее всего, будут изысканы из бюджета российской «дочки» БТА.
По данным Центрального банка РФ, у «Славинвестбанка» на май были зарегистрированы в общей сложности 31 филиал, оперкасса и дополнительный офис. Таким образом, планируется более чем двукратное увеличение присутствия банка.
«Это сделать будет очень сложно, необходимо будет набрать более 100 тыс. клиентов и около 1 тыс. сотрудников», - пояснил г-н Шехмаметьев. К тому же, уверен он, так как расширение присутствия означает развитие розничного бизнеса, в том числе и привлечения средств физических лиц, то потребуются дополнительные расходы на рекламу.
В этой связи г-жа Найденова полагает, что если банк открывает большое количество отделений, значит, были проведены исследования, и топ-менеджмент уверен в своем решении.
На сегодняшний день, по данным Халиля Шехмаметьева, доля средств физических лиц у «Славинвестбанка» в активах - около 7%, то есть банк сейчас не сильно зависит от денег физических лиц, но темпы наращивания привлечения депозитов достаточно высокие: в 2007 году примерно 83%, при росте активов только 33%. В 2006 году 190% и 106%.
В целом, по его словам, граждане РФ нормально относятся к размещению депозитов в дочерних банках зарубежных кредитных организаций. С юридическими лицами несколько сложнее, их выбор часто зависит не от доверия, а от других причин: услуги, политическая конъюнктура, традиции и т.д. Как правило, количество юридических лиц у большинства банков составляет менее 10% от всех клиентов.
Между тем, Ольга Найденова считает, что, как правило, население России не знает казахстанские банки, поэтому банку будет сложно под новым брендом заслужить его доверие. Однако если банк готов потратить большие средства на рекламу о ребрендинге «Славинвестбанка», то шанс сохранить постоянных клиентов достаточно высок.
По данным банка, в 2007 году совокупная прибыль всех банков, являющихся стратегическими партнерами БТА, составила $538 млн., превысив аналогичный показатель предыдущего года на 65,6%. Совокупные активы по итогам 2007 года достигли $25,5 млрд., увеличившись за год на 47,7%, собственный капитал – $3,8 млрд., что больше показателей 2006 года в 2,3 раза.