Компании не напуганы кризисами
Кризис ликвидности на мировых рынках капитала не сказался на желании большинства компаний провести IPO, однако многие из них решили отложить этот процесс до того момента, пока ситуация не стабилизируется. Основным фактором для проведения листинга многие компании считают повышение уровня ликвидности после размещения.
Такие данные представила Deloitte после проведенного исследования среди компаний Казахстана, России и Украины «IPO в России и СНГ. Ожидания и перспективы». Целью исследования стала оценка уровня знаний представителей бизнес-сообщества о возможностях привлечения капитала, в частности, об IPO.
Как подчеркнули авторы, исследование подтвердило опасения в отношении готовности компаний стран Содружества к проведению листинга. В целом, по данным исследования, размещение акций рассматривается как возможность привлечения капитала для развития бизнеса, причем нестабильность ситуации на мировом рынке оказывает незначительное влияние на принятие решений о размещении. Однако многие руководители высшего звена не знают где, когда и как проводить листинг.
В 2008 году, по прогнозам Deloitte, подготовка к размещению будет происходить наиболее активно среди компаний потребительского и розничного секторов, энергетической и добывающей отрасли, а также сектора недвижимости. Через некоторое время ожидается выход на рынок большого количества банков и других финансовых институтов в поиске новых источников финансирования.
В настоящий же момент, по словам управляющего партнера Deloitte по каспийскому региону Дэрела Хэдэвея, российские компании больше доверяют своему внутреннему рынку, нежели компании других стран СНГ. Если необходимая сумма не превышает $500 млн., россияне чаще идут на местные биржи. В Казахстане же эта планка находится на уровне $20-50 млн. К тому же, авторы исследования считают, что внутренний рынок капитала республики достаточно слабо развит.
Листинг местных
Более 80% руководителей компаний Казахстана отметили важность привлечения международных инвесторов вследствие незрелости и небольшого размера внутреннего рынка капитала. Тем более, по данным исследования, Казахстанская фондовая биржа (KASE) недостаточно ликвидна для крупных размещений, хотя в настоящее время власти страны проводят программу по консолидации фондового рынка, которая должна повысить привлекательность местных площадок.
В целом, если говорить о том, на каком рынке лучше размещать свои акции – местном или международном - то компании оценивают возможность привлечения капитала на местных площадках, хотя предпочли бы международное размещение, поскольку международный рынок более популярен и может повысить репутацию компании. Около 69% респондентов отметили, что в качестве возможности привлечения капитала они рассматривают международных инвесторов.
Двойной листинг популярен среди компаний стран СНГ (например, листинг на местной бирже и размещение глобальных депозитарных расписок (ГДР) на Лондонской фондовой бирже (LSE).
В свою очередь казахстанские компании реже, чем российские, стремятся привлекать частного инвестора. Многие не рассматривают такую возможность, другие уже имеют частного акционера и пытаются разнообразить свою акционерную базу посредством IPO. Данное отличие можно объяснить относительным дефицитом частных инвестиций в каспийском регионе.
При этом наибольшую трудность, по мнению казахстанских компаний, при проведении первичного размещения акций представляет обеспечение прозрачности, введение системы корпоративного управления, соответствие ожиданиям международных инвесторов, стоимость листинга, соблюдение требований, раздел власти с миноритарными акционерами, соблюдение финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами и изменение корпоративного менталитета. Также респонденты отметили, что само понятие прозрачности противоречит главным принципам ведения бизнеса в Казахстане. Тем не менее, 23% опрошенных назвали совершенствование системы корпоративного управления основной мотивацией при подготовке к IPO.
Между тем, по оценкам казахстанских респондентов, статус публичной компании, разместившей свои акции на международном рынке, даст дополнительные преимущества для ведения бизнеса. В Казахстане IPO рассматривают не только как способ завоевания известности на международном уровне, но и как инструмент повышения статуса бизнеса.
Russian IPO
Основными целями IPO российских компаний, по результатам исследования, являются привлечение капитала для развития существующего бизнеса или региональной экспансии (76%), рефинансирование долга (20%) и проведение независимой оценки (17%). Главными критериями выбора площадки являются ликвидность, стоимость листинга, заинтересованность в акциях и доступ к инвесторам. Из 18 размещений, которые были проведены в этом году за рубежом, 16 проходили на LSE. При этом 45% российских IPO в 2007 году проходили либо в форме размещения на AIM в Лондоне, либо в форме двойного листинга в Великобритании и России.
Российские компании ищут инвесторов, специализирующихся на определенной отрасли, а не тех, чья цель - покупка акций компаний развивающихся стран. Компании энергетического и телекоммуникационного секторов особенно озабочены привлечением западных инвесторов, обладающих необходимым отраслевым опытом.
Made in Ukraine
В Украине более 80% респондентов отметили важность привлечения международных инвесторов. Почти половина из них уточнили, что такая ситуация возникла вследствие нехватки финансирования украинских инвесторов.
Как отмечают в Deloitte, украинский рынок IPO, скорее всего, начнет активно развиваться не раньше, чем в 2009-2010 годах. Некоторые компании все еще не готовы рассматривать возможность проведения IPO на внутреннем рынке вследствие жестких регулятивных ограничений, налагаемых государством, в особенности компании банковского сектора. По заявлению руководителей компаний: «В действительности такое понятие, как украинское инвестиционное сообщество, не существует, поскольку у нас нет свободного и ликвидного рынка ценных бумаг». Тем не менее, успех даже небольших компаний будет возможен при условии внесения в украинское корпоративное законодательство и законодательство, регулирующее сделки с ценными бумагами, необходимых изменений, а также при условии выхода на украинский рынок иностранных инвестиционных банков.