В этом году Казахстанской фондовой бирже исполняется 30 лет. За это время трансформировалась не только экономическая ситуация в стране, но и фондовый рынок. KASE постепенно расширяла не только базу эмитентов, но и пул розничных инвесторов. За 7 лет количество таких инвесторов увеличилось в 20 раз. Глава KASE Алина Алдамберген рассказала о развитии биржи, трансформации биржевой инфраструктуры и ESG-трендах.
- Алина Утемисовна, в этом году KASE исполняется 30 лет. Как происходила трансформация инфраструктуры биржи?
- Мы постоянно совершенствуем свою инфраструктуру. В 2018 году для упрощения доступа иностранных инвесторов на рынок казахстанских ГЦБ Центральным депозитарием ценных бумаг был открыт прямой линк для иностранных инвесторов с Clearstream, а расчеты по ГЦБ на первичном и вторичном рынках были переведены с Т+0 на Т+2. Для повышения ликвидности и привлекательности ГЦБ Минфин РК приступил к укрупнению действующих выпусков своих бумаг и сокращению их количества. Также в соответствии с мировыми стандартами KASE в партнерстве с Bloomberg была обновлена методология построения кривой доходности ГЦБ.
В 2019 году KASE ввела в эксплуатацию новую торгово-клиринговую систему ASTS+ на фондовом рынке, которая позволяет проводить торги со многими финансовыми инструментами, включая инструменты денежного рынка в разных режимах – как с участием центрального контрагента, так и без него.
В 2020 году KASE ввела в эксплуатацию новую торгово-клиринговую систему ASTS+ на валютном рынке. Система позволила проводить параллельные торги в режиме реального времени с финансовыми инструментами спот и своп с участием центрального контрагента в различных валютах.
В 2021 году введена торгово-клиринговая система срочного рынка.
Эти и другие наши инициативы оценила команда по управлению индексами JP Morgan. Она добавила долговой рынок Казахстана в так называемый «список под радаром» для потенциального включения наших ГЦБ в глобальный индекс облигаций развивающихся рынков.
- В 2007-2008 годы произошел мировой финансовый кризис. Многие компании на KASE объявили о своем техническом дефолте… Какие меры были предприняты биржей в этот период…
- В это время нужно было принимать оперативные решения. Один из главных шагов, который был сделан, мы ужесточили листинговые требования к ценным бумагам и их эмитентам. Еще одно из нововведений: для отбора долговых ценных бумаг в наивысшую категорию официального списка стали использоваться кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств. Также был установлен предельный лимит отклонения цены бумаги в размере 30% от цены последней сделки по бумагам некоторых категорий. Была усилена ответственность участников биржевых торгов за неисполнение обязательств по сделкам купли-продажи ценных бумаг и операциям репо. Немаловажно, что мы также ввели запрет на использование операций репо по ценным бумагам, которые были эмитированы эмитентом, допустившим дефолт при обслуживании своего долга, или который не выплатил дивиденды по привилегированным акциям, и так далее.
- Какие требования вы, напротив, смягчили?
- Таких требований было несколько. Например, в конце 2008 года участники биржевого рынка иностранных валют получили возможность проводить на KASE операции валютного свопа, привлекая или размещая краткосрочную ликвидность без уплаты специальных налогов и биржевых комиссионных сборов. В условиях кризиса доверия к контрагентам на внебиржевом рынке денег и высоких девальвационных ожиданий эта мера оказалась своевременной.
Также был понижен «порог входа» в официальный список акций. Теперь в этой категории смогли торговаться долевые инструменты относительно небольших компаний. Раньше этого не было.
- Думаю, что одна из задач биржи заключалась в привлечении на площадку розничных инвесторов. Насколько оправдались ваши ожидания в этом направлении?
- Последние 3-5 лет у нас наблюдается расширение сегмента частных инвесторов. По данным Центрального депозитария ценных бумаг, в Казахстане на 1 октября 2023 года зарегистрировано 2,2 млн счетов, из них 679 тыс. приходится на субсчета розничных инвесторов, остальные 1,515 млн – на брокерские счета инвесторов, активы которых подлежат учету через агрегированные омнибус-счета. Доля инвесторов на 1 октября составляет порядка 24% от численности экономически занятого населения в Казахстане. Для сравнения: в 2016 году в депозитарии было зарегистрировано 105,3 тыс. счетов розничных инвесторов. Таким образом, инвесторская база физлиц за 7 лет выросла в 20 раз. При этом важный показатель, что доля инвесторов от 18 до 24 лет занимает 17,2% пула розничных инвесторов, от 25 до 34 лет – 31,3%, от 35 до 54 лет – 37,4%. То есть молодое поколение постепенно приобщается к инвестированию в бумаги.
- С чем связан такой динамичный прирост инвесторской базы?
- На этот процесс повлияло несколько факторов, в том числе и ускорение цифровизации. Сейчас брокерские счета для покупки акций можно открыть через мобильное приложение практически у любой брокерской компании, причем в несколько кликов. Для этого инвестору достаточно пройти удаленную идентификацию. Еще несколько лет назад эти опции не были доступны. К тому же в середине 2021 года у банков и брокеров появилась возможность использовать омнибус-счета, что ускоряет процесс подключения к торговле.
Работа по привлечению розничных инвесторов ведется постоянно – это один из главных приоритетов KASE. Если уточнить, то всплески прироста розничных брокерских счетов в Казахстане происходили именно в период IPO.
В 2011 году началось «Народное IPO». Главная задача, которая была поставлена перед KASE в тот период, выступить в роли технического организатора подписки на акции первого участника программы – АО «КазТрансОйл». Пройдя этот этап, можно сказать, что биржа справилась со своей задачей.
В формировании книги заявок на покупку акций КТО приняли участие 22 брокерские компании и 10 НПФ. На момент завершения подписки число открытых счетов достигло 52 тыс. Суммарный спрос более чем вдвое превысил предложение. В декабре 2012 года на KASE были открыты вторичные торги простыми акциями КТО. Они также оказались вполне успешными. Позже на площадке биржи IPO провели и другие крупные компании, такие как АО «Kcell» и АО «KEGOC».
Особенно показательным оказалось IPO нацкомпании «КазМунайГаз» в 2022 году, после которого количество розничных счетов выросло в несколько раз. Если еще несколько крупных нацкомпаний выйдут на IPO, это, безусловно, вызовет новую волну открытия счетов. Для нас важно, чтобы брокерские счета инвесторов были «живыми», а не «спящими»: чтобы сделки с бумагами проводились регулярно.
Если сравнить количество открытых счетов розничных инвесторов с численностью населения, то почти каждый десятый казахстанец так или иначе получил опыт работы на фондовом рынке. Полагаю, что это хороший показатель. Для привлечения казахстанцев на фондовый рынок мы регулярно проводим обучение розничных инвесторов, на онлайн-встречи приглашаются эксперты рынка ценных бумаг.
Для потенциальных инвесторов проводятся различные программы обучения, которые направлены на начинающих инвесторов и уже более опытных инвесторов, они реализованы как в виде отдельных вебинаров, так и в виде комплексных обучающих программ. Также разработаны обучающие видеоуроки и брошюры по вопросам рынка ценных бумаг и организовываются ярмарки казахстанских брокеров KASE FEST в разных городах Казахстана. Параллельно с обучением у нас проводятся «Конкурс розничных инвесторов» и «Биржевой симулятор», которые предоставляют возможность применить знания, полученные в ходе обучения, и показать навыки инвестирования. Участвовать в данных конкурсах может любой казахстанец старше 18 лет.
- В мире многие компании выпускают «зеленые» облигации. Как вы считаете, насколько активно этот тренд будет развиваться?
- Количество таких размещений будет только расти. «Зеленые облигации» — это не дань моде, Казахстан принял Стратегию достижения углеродной нейтральности до 2060 года, Экологический кодекс. Поэтому ежегодно все больше компаний будут вовлекаться в экопроекты, на которые необходимо финансирование, в том числе через размещение «зеленых» облигаций. На момент начала ноября 2023 года эмитентами «зеленых» облигаций на площадке KASE выступили международные финансовые институты, такие как Азиатский банк развития и Евразийский банк развития, Банк развития Казахстана, а также представители реального сектора экономики - KEGOC (оператор электросетей) и KazWindEnergy (ветряные электростанции).
Предполагаю, что все больше эмитентов будут раскрывать информацию о себе в соответствии со стандартами ESG. Среди эмитентов KASE уже 79 компаний формируют отчеты. Рейтинговые агентства дают рекомендации для участников финрынка по оценке их рисков на основе стандартов ESG. Для развития этого тренда мы планируем создать ESG-индексы, чтобы выделять компании, следующие трендам устойчивого развития. KASE также активно сотрудничает с представителями международных финансовых организаций в продвижении облигаций устойчивого развития. Одним из знаковых отличий нашего партнерства является проведение конкурса Green Bond Competition совместно с АРРФР и IFC. Победители данного конкурса получили полное техническое сопровождение со стороны IFC.
- Каких нововведений стоит ждать на бирже?
- У нас много проектов в разработке. Мы будем продолжать автоматизировать сервисы, расширять линейку инструментов. Например, в 2024 году биржа планирует запустить новые инструменты на рынке деривативов, а также создать инфраструктуру для торговли цифровыми активами; рассматривается возможность запуска торгов новыми продуктами на основе технологии блокчейн.
Планируется внедрение клиент-ориентированных сервисов, таких как более эргономичный и удобный для пользователей новый сайт биржи, и поэтапный запуск сервисного портала по принципу «единого окна» для участников рынка ценных бумаг. Для этого намечается выполнение релиза новой версии API KASE, что даст пользователям возможность улучшить и ускорить процессы взаимодействия с биржей в части обмена информацией.
Прорабатываются решения по использованию сервисов Amazon Web Services с целью построения облачных технологий для обмена данными как с участниками финансового рынка, так и другими покупателями рыночных данных.
Также проводятся работы по модернизации внутренней инфраструктуры, повышению отказоустойчивости и улучшению всего ландшафта биржи.