Сложности в ряде отраслей могут сделать «сетевиков» сильнее
Повальное сокращение людей может сыграть на руку сетевым компаниям. Из-за безысходности безработные будут стремиться зарабатывать посредствам сетевого маркетинга. Такого мнения придерживается Йохан Розенберг, региональный директор «Орифлейм» в СНГ и странах Балтии. «Я думаю, кризис способствует притоку людей в сетевые компании, потому что людям нужен дополнительный доход», - говорит г-н Розенберг.
По неофициальным данным, в мире существует более 3000 компаний, основанных на продажах методом сетевого маркетинга. Ежегодный оборот компаний в среднем растет на 20-30%. Более 20 млн. человек работает в этом бизнесе профессионально, 50% всей продукции и услуг в США проходит через индустрию сетевого маркетинга. В Японии эта цифра составляет 90% - страна занимает первое место в мире по развитию индустрии сетевого маркетинга. В США 15% населения занимается сетевым маркетингом. В мире эта цифра составляет 2%. Экономисты Соединенных Штатов прогнозируют, что в ХХI веке 70% всех предприятий мира будут работать с применением концепции сетевого маркетинга. По данным аналитиков, каждый второй казахстанец регулярно приобретает косметику или товары народного потребления у сетевиков.
Как следует из отчета компании Euromonitor International, объем косметического рынка Казахстана на конец 2007 года составил 91 млрд. тенге. На протяжении последних шести лет рынок демонстрирует ежегодный устойчивый рост. В 2006-2007 годах рост рынка косметической продукции в республике составил 10,8%.
По данным Euromonitor International, наиболее распространенным каналом продаж косметической продукции в Казахстане являются прямые продажи, которые составляют 19,9%, на втором месте - розничные продажи через специализированные магазины, с долей 18,8%. Рост канала прямых продаж в 2006-2007 годах составил 21,9%. На протяжении нескольких лет отмечается спад объемов продаж на открытых рынках и базарах.
Аналитики прогнозируют дальнейший рост рынка косметической продукции. По мнению Катрин Алакбаровой, генерального директора «Орифлейм» в Казахстане, финансовый кризис не помешает развитию рынка косметики - он может только его немного приостановить. «Я не думаю, что будет спад. Может быть, не будет такого роста у компаний, у которых очень дорогая косметика. Я не думаю, что кто-то будет меньше пользоваться косметикой», - полагает г-жа Алакбарова.
Также эксперты прогнозируют появление на рынке и новых игроков, так как косметическая отрасль в Казахстане недостаточно развита. «Я думаю, что перспективы рынка косметики в Казахстане огромные, во-первых, южные женщины больше любят косметику, чем северные, во-вторых, конкуренция на этом рынке достаточно маленькая, и у компаний есть огромная возможность роста», - резюмировала Катрин Алакбарова.
По словам Йохана Розенберга, сегодня компания не ощущает влияния кризиса. Напротив, третий квартал стал лучшим кварталом по объему продаж. Доля «Орифлейм» в Казахстане по итогам 2007 года составила 14,8%.