Оралманы могут разместиться в городах-спутниках – из бюджета продолжают выделять средства на развитие этих проектов
Летом утвердили расходы для Акмолинской области на проведение предварительных работ по развитию села Кощи, как города-спутника Астаны – 1,123 млрд. тенге. В эту сумму входят строительство очистных сооружений, внутриквартальных сетей водоотведения и теплоснабжения, внутриквартальных и подъездных дорог, корректировка генплана и разработка технико-экономических обоснований. Чуть меньше выделили денег Алматинской области на проведение предварительных работ по строительству четырех городов-спутников Алматы – 1,026 млрд. Эти средства должны пойти на разработку генплана и проекта детальной планировки 4-х городов - проведение топографических изысканий.
Ранее СМИ сообщали, что на разработку генплана проекта G4 уже выделено $2 млрд. На бюджетные средства глаз положили несколько потенциальных инвесторов. Сначала предполагалось, что планированием будущего строительства займется южнокорейская компания. Например, на строительство курортной зоны на побережье Капшагайского водохранилища претендовали инвесторы из Китая и Южной Кореи. Первые из них предлагают построить казахстанский «Лас-Вегас» («Жана-Иле») на площади 3-4 тыс. га при стоимости проекта $10 млрд., вторые - на территории порядка 10-12 тыс. га при стоимости около $20 млрд. Сайт акимата Алматинской области свидетельствует, что создание туристического центра «Жана-Иле» на 10 млн. посетителей в год обйдется в $15 млрд.
Между тем было объявлено, что южнокорейская Hanwha Securities купила 50% акций казахстанской инвесткомпании Seven Rivers Capital, реализующей проект G4 City. Новому акционеру принадлежат 50%, оставшиеся 50% остаются в собственности Юрия Цхая, председателя совета директоров Seven Rivers Capital (SRC). Инвестиционная компания АО «Seven Rivers Capital» входит в группу компаний, именуемую «Каспийский инвестиционный холдинг».
Идея создания проекта строительства городов-спутников вдоль трассы Алматы - Капшагай с рабочим названием G4 City по наименованиям городов – GateCity (Город Ворота), GoldenCity (Золотой Город), GrowingCity (Город Роста) и GreenCity (Зеленый Город). В феврале прошлого года председатель АО «Каспийский инвестиционный холдинг» Юрий Цхай представил проект на совещании правительства по дальнейшему развитию Щучинско-Боровской курортной зоны и Капшагайского водохранилища. Проект в целом одобрен премьер-министром РК. Спустя три месяца вице-министр спорта и туризма сообщил, что в конкурсе на разработку генерального плана туристского центра «Жана-Иле» принимают участие семь компаний. А заместитель акима Алматинской области Виктор Долженков сообщил, что проведены предварительные расчеты финансовых затрат на строительство инженерных коммуникаций, транспортную структуру. «Ориентировочные объемы затрат на создание всей инфраструктуры составят 330 млрд. тенге, из них 250 - это транспорт», - пояснил он. Аким также добавил, что «уточненные объемы затрат будут определены после разработки генерального плана, технико-экономического обоснования».
В мае началась активная работа по разработке генерального плана (1-й уровень урбанизации), ведется работа по привлечению западных инвесторов. Команда проекта приступила к общему отраслевому анализу региона и республики в целом. Кроме того, в мае создан проектный институт «G4», который выполняет полный комплекс работ по генеральному проектированию, включая проведение топографической съемки, рабочее проектирование и т.д. Для участия в разработке генерального плана планируется привлечь как ведущие международные дизайнерские и архитектурные бюро с высокой репутацией и обширным опытом в подобных проектах, так и казахстанские проектные институты и организации.
Александр Тен, президент АО «Каспийская инжиниринговая группа», ранее инициировал идею строительства коттеджей из соломы. По замыслу, это могло стать реальной альтернативой помпезному кирпичному и панельному жилью. Именно солома является основой современной строительной технологии страмит. Контракт стоимостью в 4,5 млн. долларов с английской компанией «Страмит Интернешнл» заключила казахстанская компания АО «Каспийский инвестиционный холдинг».
Г-н Тен сообщил, что строительство городов-спутников Алматы вдоль автотрассы Алматы - Капшагай начнется ближе к 2010 году. По его словам, к 2015 году планируется сформировать несколько городских центров «спутников», к 2020 году - сформировать облик городов, а еще через десять лет «запланирована основная урбанизация проекта 2. «Горизонтом планирования» определен 2030 год.
Проект подразумевает много источников финансирования, в том числе и государственных. «Так как владельцем генерального плана будет государство, то основные магистрали, инфраструктурные объекты будут принадлежать ему. Соответственно, и финансирование будет либо за счет государства, либо на основе государственно-частного партнерства», - полагает Александр Тен.
Согласно информации Министерства экономики и бюджетного планирования РК, для развития инфраструктуры этой местности в республиканском бюджете будет предусмотрено 74 млрд. тенге, из которых 8 млрд. планируется направить на электрификацию, 38,3 млрд. - на строительство объектов теплоснабжения, 17,8 млрд. - на газификацию, 7,5 млрд. - на телефонизацию.
Исполнителями основных мероприятий заявлены акимат Алматинской области, акимат г. Алматы и вышеназванное ТОО «G4 City» , а также частные инвесторы. Общая сумма расходов - $189,6 млн., из которых бюджетных средств - $22 млн. Собственные средства - $100,6 млн., средства инвесторов - $67 млн. и $26,4 млн. - средства потребителей. При открывающейся возможности для инвесторов приобретать доли в новом проекте, строительстве жилья эконом-класса с полным пакетом необходимой социальной инфрастуктуры и коммуникаций разработчики считают проект привлекательным как в инвестиционном, так и коммерческом плане. Средняя обеспеченность жилищным фондом по жилому району «Коян кус» составит 28 кв. метров на человека, что гораздо выше, чем в среднем по республике - 17,2 кв. метра. За счет строительства 823 тыс. кв. метров жилья улучшатся жилищные условия алматинцев и жителей близлежащих территорий. Жилой район привлекателен также и в географическом плане (1,7 км к северу от Алматы), западнее автотрассы Алматы -Капшагай и в экологическом: чистый воздух, отсутствие промышленных объектов, озеленение территории.