Казахстан выбрал поддержку реального сектора
Казахстанский нефтегазовый сектор сможет компенсировать потери и, возможно, хорошо заработать за счет девальвации национальной валюты, считает заместитель начальника аналитического управления Собинбанка Александр Разуваев. По словам аналитика, многие страны осуществили девальвацию, и Казахстан одно из последних государств, которое пытается поддержать свою экономику и соответственно нефтегазовый сектор.
Тем временем международное рейтинговое агентство Fitch считает, что в случае значительного давления на тенге возможно более выраженное воздействие на кредитоспособность некоторых компаний нефтегазового сектора. По прогнозам специалистов агентства, если национальная валюта останется под давлением, и девальвация тенге превысит 50% от курса $1/120 тенге, при прочих равных условиях ее негативное воздействие на кредитоспособность станет более выраженным. Среди компаний, которые подвержены колебаниям национальной валюты, аналитики Fitch отметили «КазМунайГаз» и «КазТрансГаз», около 50% выручки которых все еще подвержено колебаниям курса тенге к доллару. Также агентство подчеркнуло подверженность от курсовых колебаний АО «КазТрансОйл», устанавливающего тарифы на транспортировку нефти в национальной валюте. Отрицательное давление в случае продолжения снижения валютного курса также может усилиться в результате менее благоприятных фундаментальных показателей нефтегазовой отрасли, считает рейтинговое агентство Fitch.
Как рассказал «Капитал.kz» аналитик UniCreditAton Антон Кончин, для нефтегазовых компаний Казахстана девальвация является исключительно положительным фактором, так как основная часть выручки все же генерируется в долларах. По его мнению, не существует также конкретного порога девальвации, свыше которого усиливалось бы негативное влияние на нефтегазовый сектор. Аналитик уверен, что высокий уровень обесценения национальной валюты может негативно отразиться лишь на социальных факторах, которые, в свою очередь, могут косвенно оказать влияние на компании нефтегазового сектора. «В любом случае Правительством Казахстана разработан конкретный план по проведению мер по снижению стоимости национальной валюты, поэтому никаких негативных последствий от проведения денежной реформы для нефтегазового сектора я не вижу», - подчеркнул г-н Кончин.
В своем исследовании Fitch все же отмечает, несмотря на то, что свыше 90% долговых обязательств казахстанских нефтегазовых компаний номинировано в американских долларах, большая часть выручки также генерируется в иностранной валюте, в то время как в структуре расходов преобладает тенге. Это делает компании нефтегазового сектора в меньшей степени уязвимыми перед резкими изменениями валютного курса.
Александр Разуваев же отметил влияние девальвации на инфляционные процессы в стране, которые, по его мнению, в РФ оказались на достаточно скромном уровне. «В России девальвация прошла не разово и одномоментно, а шла в течение нескольких месяцев, хотя и достаточно быстро по отношению к бивалютной корзине. В итоге рубль обесценился примерно на 40%», - пояснил аналитик. По его словам, меры правительства по проведению в стране девальвации поддержали российскую экономику, помогли избежать волны безработицы, хотя и раскрутили инфляцию. По прогнозам г-на Разуваева, в этом году уровень инфляции составит около 14%. «Несмотря на то, что доверие к рублю упало, Правительство РФ выбрало поддержку реального сектора, и это дает свои положительные результаты», - уверен эксперт. Он также отметил, что в Казахстане дальнейшего обесценения тенге пока ожидать не стоит, относительная стабильность цен на нефть позволит удерживать валютный курс в новом установленном коридоре.
Кроме того, г-н Кончин посоветовал не проводить параллелей и аналогов с Россией. Несмотря на то, что девальвация рубля значительно превысила девальвацию тенге, на примере других стран - экспортеров энергоресурсов, очевидно, что каждая страна опирается также на свои дополнительные факторы при определении приемлемого уровня обесценения национальной валюты, и в данном случае ориентироваться на Россию Казахстан не будет.