Хлебный рынок ожидают перемены
Министерство сельского хозяйства Казахстана подготовило пакет изменений в законодательство, регулирующий деятельность агропрома. По словам заместителя главы МСХ Армана Евнеева, изменения позволят поставить механизм создания стабилизационных зерновых фондов на правовую основу. Цель изменений – предоставить Госпродкорпорации «право первой ночи» на закуп зерна в государственный стабилизационный фонд.
Продовольственный кризис, начавшийся в 2007 году, и угроза резкого оттока продуктов из Казахстана показали, что у Правительства Казахстана нет нормальных инструментов, которые позволили бы и нормализовать ситуацию на внутреннем рынке, и сохранить стабильный экспорт хлеба из страны. «Тогда были приняты меры оперативного характера – создание фондов риса, муки, сухого молока и других продуктов питания. Но встал вопрос о необходимости создания схемы, которая позволяла бы решать эти проблемы системно и не в пожарном порядке», – рассказал в интервью «Капитал.kz» г-н Евнеев. В общем, все это делалась раньше, но в пожарном порядке и «со скучанием по столу».
Но весной 2008 года принята самая жесткая мера – был полностью закрыт экспорт зерна. В результате этого решения зерновой бизнес понес серьезные убытки, хотя правительство и преследовало благую цель – обеспечение продовольственной безопасности страны. В результате Минсельхоз и Министерство индустрии и торговли совместно подготовили законопроект о внесении изменений в ряд законов по вопросам продовольственной безопасности. В том числе в Закон о зерне.
Согласно изменениям, вводится новый – пятый – вид государственных ресурсов – стабилизационные ресурсы. Необходимость их формирования определяется ежегодно, в зависимости от конъюнктуры рынка и размеров переходящих остатков. Размер фонда будут определять МСХ, МИиТ и АРЕМ. При принятии решений также будет учитываться мнение аналитических агентств.
Если решение о создании стабфондов принимается, то определяются объем и цена, и необходимый объем закупается у производителей и зерновых трейдеров. «Таким образом, правительство заранее оговаривает, сколько зерна ему необходимо, а все остальное можно продавать на внутреннем и внешнем рынках. Больше мы экспорт закрывать не будем, – отметил Арман Евнеев. – Но, будьте добры, этот объем нам обеспечьте. И тогда формируются квоты на поставку от каждого производителя зерна».
Закупочная цена государства должна складываться на основе рыночной цены минус дисконт. Размер дисконта, возможно, будет варьироваться в пределах 10% рыночной цены. Задача этих ресурсов – стабилизация внутреннего рынка, соответственно, цена на зерно должна позволять формировать такие фонды.
«Эта цена будет меньше рыночной цены, но однозначно выше, чем себестоимость его производства, – уверен заместитель министра. – На создание стабфондов пойдет небольшая часть урожая – около 3-4% от производства валового сбора. Не думаю, что размер стабфонда составит более 1 млн. тонн. Потери, которые понесут трейдеры, будут значительно ниже, чем те потери, которые они могут понести в случае резких изменений правил торговли зерновыми, например при запрете экспорта хлеба, как это случилось в 2008 году. Предприятия получают понятные и прозрачные правила игры, за счет этого они могут более четко планировать свои действия».
Запрет 2008 года оказал очень серьезное влияние на имидж Казахстана как поставщика хлеба, считают в МСХ. Многие трейдеры не сумели выполнить свои контрактные обязательства. Соответственно, экспортеры потеряли определенные рынки. Так, если в 2007 году география поставок включала более 46 стран, то хлеб урожая 2008 года наши трейдеры вывозят только в 23 страны. Даже на традиционных рынках – страны Центральной Азии и Ближнего Востока – доля казахстанского хлеба зримо сократилась. А на южных рынках значительно увеличилась доля российского хлеба. Конечно, здесь сыграли свою роль и другие факторы. Но если такие форс-мажорные действия будут повторяться, то это скажется на всем рынке в целом.
Цена на зерно будет объявляться на 1 октября, и до конца текущего года операция должна быть проведена и закрыта. Оператором стабфонда станет, видимо, Государственная продовольственная корпорация. При этом у производителей не будет возможности уклониться от обязательств перед государством. «Этого не может быть, так как будет выстроена система, обеспечивающая данную работу. Система будет жесткая, безальтернативная. Вплоть до штрафов и увязывания с субсидиями».