Энерготрейдер ТОО «АлматыЭнергоСбыт» переходит на новую форму расчетов со своими абонентами. С 1 мая компания вводит систему начисления платежей для физических лиц.
«Доля коммерческих потерь в сетях Алматы сегодня составляет порядка 15-16%. Переход на систему начисления платежей позволит энергокомпании города АО «Алатау Жарык Компаниясы» (бывшая компания АПК) сократить долю потерь на 3% уже в ближайшие месяцы, – рассказал в интервью «Капитал.kz» генеральный директор ТОО «АлматыЭнергоСбыт» (АлЭС) Михаил Гамбургер. – Для нашей же компании новый порядок расчета позволит получать достоверную информацию о состоянии рынка потребления электроэнергии в Алматы и планировать свою оперативную деятельность».
«Для многих потребителей обычной практикой является платежи или округленными суммами, или ровно на ту сумму, которая есть в кармане», – пояснил г-н Гамбургер. Теперь же сумма платежа будет заранее указываться в счетах, приходящих к потребителю. «Это будет и удобно для многих наших клиентов, – считает руководитель компании, – им не надо будет считать, сколько денег они должны заплатить. Но при возникновении спорных ситуаций мы всегда готовы к диалогу».
Переход от кассового метода оплаты на метод начисления по фактическому объему использованной электроэнергии позволит исключить возможные ошибки в определении расхода энергии, а также выявить очаги сверхнормативных потерь, кроме того, обеспечит снижение дебиторской задолженности.
Одной из важнейших проблем энергокомплекса Алматы является дефицит электроэнергии в регионе. Собственные источники мегаполиса покрывают порядка 50% от уровня потребностей региона. Остальные 50% энергии АлЭС закупает извне – на севере Казахстана, у Жамбылской ГРЭС и в Кыргызстане. Кроме того, изношенность и серьезная нехватка трансформаторных мощностей пока не дают возможности обеспечить более качественное энергоснабжение потребителей. Таким образом, компании вынуждены, во-первых, стремиться получать все деньги за потребленную энергию точно в срок и изыскивать возможности для сокращения сверхнормативных коммерческих потерь, которые относятся в убыток энергокомпаниям. С другой стороны, компании получают информацию для ведения управленческого учета, что позволит планировать деятельность на месяцы вперед, в том числе с учетом прогноза потребления по месячным периодам.
Система начисления платежей была одобрена АРЕМ РК, и ее уже внедряют энергоснабжающие компании в различных регионах Казахстана. По различным данным, так уже работают энергокомпании в Восточном Казахстане, Костанайской и Актюбинской областях. «Мы использовали опыт тех предприятий, которые уже работали на этом рынке, – рассказал г-н Гамбургер. – Главным результатом анализа полученной информации стало то, что руководство компании приняло решение работать строго в рамках существующего законодательства, в противном случае риски в работе предприятия резко увеличиваются. Это предполагает не только исполнение всех требований, которые предъявляет к нам законодательство, но и установление нормальных отношений со всеми нашими потребителями и институтами власти».
Сама АлЭС начала работу по переходу на метод начисления полгода назад. В 2008 году была создана компания ТОО «Дамуэнергосервис», задачей которой является снятие показаний со счетчиков приборов учета электроэнергии. За этот период была поставлена работа контрольной службы, сформирована информационная база, созданы формы учета и отработан алгоритм действий при нестандартных ситуациях. «Главное, что мы уже получили за эти полгода – это создание постоянного канала информации и увеличение уровня ее достоверности, – добавил г-н Гамбургер. – Уже сейчас уровень достоверности такой информации составляет 80%, против 40% в 2008 году. Вот тот показатель, который позволяет нам продуктивно работать с такой информацией».