Проект строительства автодороги Алматы – Балыкчи окончательно заморожен. Об этом в интервью «Капитал.kz» сообщил Юрий Комов, директор ТОО «КазДорПроект». «Дорога не строится. Не нашлось реальных инвесторов. Концессионная основа, на которой собирались реализовывать проект, оказалась не настолько привлекательна для частного бизнеса», – заключил он.
История сокращения пути из Алматы до озера Иссык-Куль в Кыргызстане длится уже 30 лет. Все эти годы власти выбирают варианты прокладки трассы, разрабатывают ТЭО проектов, корректируют их. После принятия принципиального решения о возможности строительства платных автодорог проект стал привлекателен для потенциальных частных инвесторов.
В 2007 году Правительство Кыргызстана обратилось в Европейский банк реконструкции и развития о выделении $150 тыс. на подготовку ТЭО проекта. По предварительным оценкам, стоимость проекта составляла на тот период $50 млн. По замыслу кыргызских властей, в случае если дорога будет построена, то она должна быть платной. По крайней мере, до тех пор, пока не окупятся средства, вложенные в ее строительство.
С точки зрения экономики, новая трасса более выгодна для Кыргызстана, чем для Казахстана. Если она все-таки будет построена, поток туристов на Иссык-Куль увеличится минимум в 2 раза. Ежегодно отдыхающие на Иссык-Куле казахстанцы приносили доход не менее 50 млн. сомов ($1,2 млн.). Производители сельхозпродукции из Иссык-Кульской области Кыргызстана получат доступ на привлекательный для них рынок Алматы. Поэтому Правительство Кыргызстана рассматривало возможность подачи заявки на получение кредита от международных финансовых организаций для финансирования проекта. Но после расчета развития сценариев Бишкек приостановил эту работу.
Своих средств у Кыргызстана нет. Для казахстанских инвесторов срок окупаемости проекта слишком велик – 25-30 лет, «А такой срок несет в себе большие риски», – заметил г-н Комов. Также велики политические риски в Кыргызстане и резкая смена бизнес-среды. При этом казахстанские власти изначально рассматривали проекты платных автодорог как коммерческие, управлять которыми должны бизнесмены, а не чиновники.
Экономических проблем у проекта также достаточно. По мнению большинства экспертов, плотность движения транспорта в нашей стране не так высока, чтобы говорить о прибыли. Поэтому чиновники предложили бизнесменам выкупать земельные участки вдоль трасс для развития инфраструктуры – строить кемпинги, СТО, кафе и другие сервисные предприятия.
По словам Юрия Комова, интерес инвесторов ослаблен по двум основным причинам. Маршрут напрямую через горы небезопасный, поэтому функционировать дорога будет только 3-4 месяца в году. Во-вторых, – по продольным склонам могут проехать не все виды транспорта. Полноценное движение пассажирских автобусов и большегрузных автомобилей там будет невозможно.
Проблема реализации проекта затрудняется и тем, что на большей части приграничной с Кыргызстаном территории находится несколько заповедников. Законодательство Казахстана не позволяет выводить необходимые для строительства земли из юрисдикции заповедников и национальных парков.
Проект автодороги Алматы – Иссык-Куль был обнародован в 2007 году. По информации пресс-службы Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, автодорога должна была быть проложена через казахстанский Узынагаш и кыргызскую Быстровку, что позволит сократить существующий маршрут через Бишкек более чем на 200 км. Расстояние между Алматы и Балыкчи составит 210 км. По информации Минтранскома, ориентировочная стоимость проекта составляла 29,7 млрд. тенге.