USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
87.77$
-0.460
BTC
63353.30$
-752.700

Дорога длиною в 30 лет

Проект строительства автодороги Алматы – Балыкчи окончательно заморожен. Об этом в интервью «Капитал.kz» сообщил Юрий Комов, дир...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Проект строительства автодороги Алматы – Балыкчи окончательно заморожен. Об этом в интервью «Капитал.kz» сообщил Юрий Комов, директор ТОО «КазДорПроект». «Дорога не строится. Не нашлось реальных инвесторов. Концессионная основа, на которой собирались реализовывать проект, оказалась не настолько привлекательна для частного бизнеса», – заключил он.

История сокращения пути из Алматы до озера Иссык-Куль в Кыргызстане длится уже 30 лет. Все эти годы власти выбирают варианты прокладки трассы, разрабатывают ТЭО проектов, корректируют их. После принятия принципиального решения о возможности строительства платных автодорог проект стал привлекателен для потенциальных частных инвесторов.

В 2007 году Правительство Кыргызстана обратилось в Европейский банк реконструкции и развития о выделении $150 тыс. на подготовку ТЭО проекта. По предварительным оценкам, стоимость проекта составляла на тот период $50 млн. По замыслу кыргызских властей, в случае если дорога будет построена, то она должна быть платной. По крайней мере, до тех пор, пока не окупятся средства, вложенные в ее строительство.

С точки зрения экономики, новая трасса более выгодна для Кыргызстана, чем для Казахстана. Если она все-таки будет построена, поток туристов на Иссык-Куль увеличится минимум в 2 раза. Ежегодно отдыхающие на Иссык-Куле казахстанцы приносили доход не менее 50 млн. сомов ($1,2 млн.). Производители сельхозпродукции из Иссык-Кульской области Кыргызстана получат доступ на привлекательный для них рынок Алматы. Поэтому Правительство Кыргызстана рассматривало возможность подачи заявки на получение кредита от международных финансовых организаций для финансирования проекта. Но после расчета развития сценариев Бишкек приостановил эту работу.

Своих средств у Кыргызстана нет. Для казахстанских инвесторов срок окупаемости проекта слишком велик – 25-30 лет, «А такой срок несет в себе большие риски», – заметил г-н Комов. Также велики политические риски в Кыргызстане и резкая смена бизнес-среды. При этом казахстанские власти изначально рассматривали проекты платных автодорог как коммерческие, управлять которыми должны бизнесмены, а не чиновники.

Экономических проблем у проекта также достаточно. По мнению большинства экспертов, плотность движения транспорта в нашей стране не так высока, чтобы говорить о прибыли. Поэтому чиновники предложили бизнесменам выкупать земельные участки вдоль трасс для развития инфраструктуры – строить кемпинги, СТО, кафе и другие сервисные предприятия.

По словам Юрия Комова, интерес инвесторов ослаблен по двум основным причинам. Маршрут напрямую через горы небезопасный, поэтому функционировать дорога будет только 3-4 месяца в году. Во-вторых, – по продольным склонам могут проехать не все виды транспорта. Полноценное движение пассажирских автобусов и большегрузных автомобилей там будет невозможно.

Проблема реализации проекта затрудняется и тем, что на большей части приграничной с Кыргызстаном территории находится несколько заповедников. Законодательство Казахстана не позволяет выводить необходимые для строительства земли из юрисдикции заповедников и национальных парков.

Проект автодороги Алматы – Иссык-Куль был обнародован в 2007 году. По информации пресс-службы Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, автодорога должна была быть проложена через казахстанский Узынагаш и кыргызскую Быстровку, что позволит сократить существующий маршрут через Бишкек более чем на 200 км. Расстояние между Алматы и Балыкчи составит 210 км. По информации Минтранскома, ориентировочная стоимость проекта составляла 29,7 млрд. тенге.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.