IP-телефония становится конкурентом операторов голосовой связи
Все больше людей совершают международные и междугородние звонки с помощью VoIP-сервисов. А с распространением беспроводного широкополосного доступа в интернет такие сервисы появились и в мобильных устройствах, что создает угрозу благополучия и для операторов мобильной связи. Но только не в Казахстане.
Технология VoIP имеет различные потребительские решения – это и «программные телефоны», такие как Skype и Gizmo, которые можно устанавливать на компьютеры, смартфоны, коммуникаторы, и специальные «телефонные» трубки, подключаемые к интернет-кабелю или компьютеру, и сервисы голосовой связи, предоставляемые интернет-провайдерами, и международные телефонные карточки.
При звонке с помощью VoIP у оператора нет никаких платежей за соединение между сетями. Голос в этом случае проходит по каналам как обычный цифровой трафик, что позволяет операторам обходить национальное законодательство. Поэтому себестоимость такого звонка составляет менее 30% обычного междугороднего соединения, но по норме доходности такое соединение оказывается для провайдера выгоднее традиционной телефонной связи.
До недавнего времени операторы голосовой связи не расценивали VoIP как серьезную угрозу. Сейчас ситуация изменилась. Как подсчитали аналитики компании TeleGeography, в 2008 году во всем мире абоненты наговорили по международной связи 384 млрд. минут. Из них – 33 млрд. (8%) пришлось на 300 млн. пользователей VoIP-сервиса Skype, а его популярность выросла за год на 41%.
Причем ситуацию усугубляют сами операторы связи, активно используя IP-протоколы для передачи голосового трафика. Практически все компании, кроме АО «Казахтелеком», имеющего свое кабельное хозяйство, оказывают услуги телефонии на основе интернет-протоколов. Да и сам «Казахтелеком» на выставке KITEL представил новую услугу iD Phone – симбиоз традиционной и интернет-телефонии, что по идее должно предвосхитить и минимизировать будущие убытки этого крупнейшего оператора от использования малоэффективных аналоговых услуг.
Использование сервисов на основе IP-протоколов создает иллюзорность бесплатности, считает руководитель PR-службы ТОО «КаР-Тел» Павел Родин. В любом случае абонент платит за генерацию трафика. «Понятно, что тот же Skype будет дешевле при международном звонке. Но, с другой стороны, он будет создавать иллюзию бесплатности, а значит, пользователь будет говорить больше, чем по простому голосовому каналу. Это позволит компаниям выиграть на объеме», – отметил он в интервью «Капитал.kz». Поэтому ключевым моментом является разница в стоимости передачи данных и голосового трафика.
Исходя из этого, наибольшую выгоду могут получить абоненты, которые или имеют бесплатный доступ к сети интернет, например через Wi-Fi сети, либо генерируют такой объем трафика, на фоне которого голосовой трафик выглядит весьма незначительным. Под такое определение подпадают многие корпоративные клиенты. И именно эта группа пользователей должна первой пойти на изменение своих коммуникационных сетей.
Эту тенденцию уже уловили и производители смартфонов и коммуникаторов. Так, Nokia заключила соглашение со Skype, в рамках которого ее мобильный клиент будет по умолчанию установлен во все коммуникаторы Nokia N97. В ответ операторы О2 и Orange пригрозили прекратить продажу коммуникатора в своих торговых сетях. Сейчас мобильная версия Skype существует для других популярных платформ iPhone, Android, Windows Mobile.
В течение года в Казахстане должны быть развернуты сети 3G. Это должно подтолкнуть часть абонентов к использованию более экономичных услуг связи. Технология 3G ориентирована на передачу данных. В нормальных условиях ширина канала должна составлять не менее 2 Мбит/сек, что позволяет пользоваться такой услугой, как потоковое видео. Соответственно, это позволяет пользоваться всеми возможными IP-услугами.
Но операторы связи уверены, что в Казахстане им пока ничего не грозит. «Ничего плохого я не вижу в Skype, установленном на смартфоне, – говорит г-н Родин. – Безусловно, кто-то будет искать бесплатный доступ к интернету, но очень немногие. Дело в том, что это слишком сложно: покупать лэптоп или коммуникатор с Wi-Fi, устанавливать Skype, носить его с собой, искать бесплатную сеть, а в Алматы это редкость. Если же нужно позвонить тому, у кого нет Skype-номера или вы его просто не знаете, все равно придется звонить по старинке».
Другой VoIP-сервис – Gizmo Project – основан на открытом протоколе SIP, а потому пользуется большим успехом у корпоративных клиентов. Но он требует более высоких скоростей доступа к интернету – ширина канала должна составлять как минимум 128 кбит/с, а оптимально – 256 кбит/с. До сих пор программа распространяется только на английском языке. Зато в телеконференциях Gizmo могут общаться свыше 100 человек, в то время как в Skype-конференции могут принять участие не более пяти. Регистрация нового пользователя также проста: она происходит при первом запуске программы и требует от пользователя лишь заполнить основные данные вроде имени и e-mail.
Пользователи Gizmo могут звонить друг другу бесплатно. Есть, правда, в отличие от Skype, денежный бонус, которого хватает, к примеру, для 20 минут разговора внутри страны. Эта сумма, как считают разработчики, нужна пользователям для того, чтобы они могли оценить качество связи. Тарифы у Gizmo при звонках на стационарные телефоны в 2–3 раза ниже, чем у Skype.