В кризис следует зарабатывать на франчайзинге
Рынок франчайзинга в Казахстане не развивается из-за низкой плотности населения республики и уровня его доходов. Такое мнение «Капитал.kz» высказал Чарлз Уикс, вице-президент Outback International. «Плотность населения и степень его доходов не дают франчайзерам достаточно оснований для того, чтобы ринуться в Казахстан и предлагать расширение своих сетей. У вас даже городская местность недостаточно развита, кроме Алматы. Но есть все основания полагать, что в ближайшее время здесь будут созданы все условия для развития франчайзинга. Я уже видел розничные бренды, и существуют все признаки того, что франчайзинг начинает потихонечку процветать», – считает г-н Уикс.
По его словам, одна из ценностей франчайзинга заключается в передаче определенного ноу-хау. Даже простые концепции розничной торговли могут привнести многое не только с точки зрения того, каким образом работать на рынке, но и то, как продавать ту или иную продукцию. Существует тенденция, что по мере появления в стране франчайзинговых систем формируется основа менеджмента, которая способствует дальнейшему развитию бизнеса. В основном это происходит в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ).
«Не секрет, что развитие МСБ крайне важно для страны, а франчайзинг может стать рецептом развития и роста всей экономики Казахстана. Существуют большие возможности для развития франчайзинга независимо от того, на каком уровне развития находится ваша страна. Казахстанскому деловому бизнес-сообществу следует просто оглянуться и подумать, какие новые бизнесы они могут основать в республике. Как правило, франчайзинг приносит в страны системы для поддержания соответствия и качества продукта. Даже в странах, где уже существуют франчайзи, им требуются дополнительное образование и лучшая система управления, чтобы в будущем развивать системы франчайзинга, следуя рекомендациям и советам франчайзора», – говорит г-н Уикс.
Рынок франчайзинга в республике есть, но недостаточное количество торговых центров международного уровня не дают ему развиваться, считает Сино Ализода, директор департамента маркетинга и рекламы сети торгово-развлекательных центров (ТРЦ) «MEGA».
«Рынок франчайзинга не может развиваться, если нет торговых центров нормального уровня. Условно говоря, у многих брендов есть правила, по которым они подбирают для себя место в торговом центре. И эти правила достаточно обширны, начиная от покрытия пола и заканчивая высотой потолков. К сожалению, в настоящее время очень небольшое количество торговых центров отвечает данным условиям, поэтому с развитием рынка торговых центров в Казахстане автоматически будет расти и количество франшизных брендов. Я считаю, что эта проблема должна решиться в ближайшие 2-3 года, появятся торговые центры, которые будут отвечать тем или иным международным стандартам», – объяснил г-н Ализода.
По его мнению, отечественный рынок готов к приходу брендов, так же, как и сами казахстанцы. Сегодня люди охотно платят деньги за доброе имя, кризис заставил их задуматься о качестве товаров. «Они стали понимать, что лучше купить одну дорогую, но качественную вещь, чем на базаре несколько раз купить дешевле и некачественную. Определенные бренды отличаются теми или иными свойствами. Рынок и потребители к этому готовы, но пока не готовы торговые центры», – уверен представитель ТРЦ.
Как говорит эксперт, самую серьезную работу в развитии франчайзинга уже сделал кризис. Многим казахстанским компаниям в финансовом плане не очень комфортно, и это заставляет их искать альтернативные пути для ведения своего бизнеса.
«Все как-то пытаются хеджировать свои риски, либо диверсифицировать свой бизнес. Сегодня самым надежным шагом для развития бизнеса является франшиза, потому что компании, которые предоставляют франшизу, оказывают всестороннюю поддержку для ведения бизнеса, страхуют, не дают сделать неправильные поступки и подсказывают, какие шаги сделать необходимо. А также дают консультации по всем сферам этого бизнеса, начиная от раскладки товаров на витринах и заканчивая выбором правильного периода для скидок. Такая форма подразумевает полное доверие между партнерами. На мой субъективный взгляд, сегодня это единственная форма, где риск для бизнеса минимальный», – полагает г-н Ализода.
В условиях кризиса, уверены специалисты, многие предприятия Казахстана просто не понимают, как оптимально мобилизовать свои ресурсы, чтобы обеспечить рост бизнеса. «Именно сейчас можно сделать резкий рывок вперед, используя возможности передовых методов моделирования собственного бизнеса и проходящих в нем процессов. Мы рассматриваем франчайзинг как средство качественных преобразований в сфере инфраструктуры, услуг, товаров», – сказал Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК. Добавив, что сеть предприятий под единым брендом и маркетингом легко проходит все спады и кризисы.
Напомним, франчайзинг в республике начался с появления завода «Coca-Cola», открытого по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Завод был построен в 1994 году, ознаменовав начало присутствия иностранной компании в стране. Таким образом, продукция знаменитого производителя напитков стала доступна не только в форме банального импорта, но и в виде национального продукта, в создании которого участвуют местные работники компании.
По экспертным оценкам, в Казахстане действуют около 120 франчайзинговых систем и 1000 точек франчайзи. В 2007 году количество занятых работников в этом сегменте рынка составляло около 14 тыс. человек, это достаточно внушительная цифра в масштабе населения страны. Непрозрачность рынка, как говорят аналитики, не дает реально оценить годовой оборот в секторе франчайзинга, но приблизительная цифра ежегодного оборота колеблется в районе $500 млн.