USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.39$
BTC
63746.30$
-360.900

Безрисковый бизнес

В кризис следует зарабатывать на франчайзингеРынок франчайзинга в Казахстане не развивается из-за низкой плотности населения рес...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В кризис следует зарабатывать на франчайзинге

Рынок франчайзинга в Казахстане не развивается из-за низкой плотности населения республики и уровня его доходов. Такое мнение «Капитал.kz» высказал Чарлз Уикс, вице-президент Outback International. «Плотность населения и степень его доходов не дают франчайзерам достаточно оснований для того, чтобы ринуться в Казахстан и предлагать расширение своих сетей. У вас даже городская местность недостаточно развита, кроме Алматы. Но есть все основания полагать, что в ближайшее время здесь будут созданы все условия для развития франчайзинга. Я уже видел розничные бренды, и существуют все признаки того, что франчайзинг начинает потихонечку процветать», – считает г-н Уикс.

По его словам, одна из ценностей франчайзинга заключается в передаче определенного ноу-хау. Даже простые концепции розничной торговли могут привнести многое не только с точки зрения того, каким образом работать на рынке, но и то, как продавать ту или иную продукцию. Существует тенденция, что по мере появления в стране франчайзинговых систем формируется основа менеджмента, которая способствует дальнейшему развитию бизнеса. В основном это происходит в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ).

«Не секрет, что развитие МСБ крайне важно для страны, а франчайзинг может стать рецептом развития и роста всей экономики Казахстана. Существуют большие возможности для развития франчайзинга независимо от того, на каком уровне развития находится ваша страна. Казахстанскому деловому бизнес-сообществу следует просто оглянуться и подумать, какие новые бизнесы они могут основать в республике. Как правило, франчайзинг приносит в страны системы для поддержания соответствия и качества продукта. Даже в странах, где уже существуют франчайзи, им требуются дополнительное образование и лучшая система управления, чтобы в будущем развивать системы франчайзинга, следуя рекомендациям и советам франчайзора», – говорит г-н Уикс.

Рынок франчайзинга в республике есть, но недостаточное количество торговых центров международного уровня не дают ему развиваться, считает Сино Ализода, директор департамента маркетинга и рекламы сети торгово-развлекательных центров (ТРЦ) «MEGA».

«Рынок франчайзинга не может развиваться, если нет торговых центров нормального уровня. Условно говоря, у многих брендов есть правила, по которым они подбирают для себя место в торговом центре. И эти правила достаточно обширны, начиная от покрытия пола и заканчивая высотой потолков. К сожалению, в настоящее время очень небольшое количество торговых центров отвечает данным условиям, поэтому с развитием рынка торговых центров в Казахстане автоматически будет расти и количество франшизных брендов. Я считаю, что эта проблема должна решиться в ближайшие 2-3 года, появятся торговые центры, которые будут отвечать тем или иным международным стандартам», – объяснил г-н Ализода.

По его мнению, отечественный рынок готов к приходу брендов, так же, как и сами казахстанцы. Сегодня люди охотно платят деньги за доброе имя, кризис заставил их задуматься о качестве товаров. «Они стали понимать, что лучше купить одну дорогую, но качественную вещь, чем на базаре несколько раз купить дешевле и некачественную. Определенные бренды отличаются теми или иными свойствами. Рынок и потребители к этому готовы, но пока не готовы торговые центры», – уверен представитель ТРЦ.

Как говорит эксперт, самую серьезную работу в развитии франчайзинга уже сделал кризис. Многим казахстанским компаниям в финансовом плане не очень комфортно, и это заставляет их искать альтернативные пути для ведения своего бизнеса.

«Все как-то пытаются хеджировать свои риски, либо диверсифицировать свой бизнес. Сегодня самым надежным шагом для развития бизнеса является франшиза, потому что компании, которые предоставляют франшизу, оказывают всестороннюю поддержку для ведения бизнеса, страхуют, не дают сделать неправильные поступки и подсказывают, какие шаги сделать необходимо. А также дают консультации по всем сферам этого бизнеса, начиная от раскладки товаров на витринах и заканчивая выбором правильного периода для скидок. Такая форма подразумевает полное доверие между партнерами. На мой субъективный взгляд, сегодня это единственная форма, где риск для бизнеса минимальный», – полагает г-н Ализода.

В условиях кризиса, уверены специалисты, многие предприятия Казахстана просто не понимают, как оптимально мобилизовать свои ресурсы, чтобы обеспечить рост бизнеса. «Именно сейчас можно сделать резкий рывок вперед, используя возможности передовых методов моделирования собственного бизнеса и проходящих в нем процессов. Мы рассматриваем франчайзинг как средство качественных преобразований в сфере инфраструктуры, услуг, товаров», – сказал Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК. Добавив, что сеть предприятий под единым брендом и маркетингом легко проходит все спады и кризисы.

Напомним, франчайзинг в республике начался с появления завода «Coca-Cola», открытого по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Завод был построен в 1994 году, ознаменовав начало присутствия иностранной компании в стране. Таким образом, продукция знаменитого производителя напитков стала доступна не только в форме банального импорта, но и в виде национального продукта, в создании которого участвуют местные работники компании.

По экспертным оценкам, в Казахстане действуют около 120 франчайзинговых систем и 1000 точек франчайзи. В 2007 году количество занятых работников в этом сегменте рынка составляло около 14 тыс. человек, это достаточно внушительная цифра в масштабе населения страны. Непрозрачность рынка, как говорят аналитики, не дает реально оценить годовой оборот в секторе франчайзинга, но приблизительная цифра ежегодного оборота колеблется в районе $500 млн.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.